Храм карнака в египте


Карнакский храм в Египте – самое большое древнее сооружение

Сейчас Карнакский храм – это крупнейший музей под открытым небом, который находится в нескольких километрах от египетского города Луксор в небольшой деревушке Карнака. В древности эта деревня была столицей Верхнего Египта и называлась Фивы. Строительство храма началось в 16 веке до нашей эры и затянулось на целые 1300 лет. Карнакский храм является комплексом нескольких святилищ, посвященных богу Амону-Ра, его жене Мут и сыну их Хонсу. Сами египтяне называли свой храм «самым совершенным местом».

Неспроста Карнакский храм считается самым крупным религиозным строением древности. По убранству и своим размерам ему, действительно, нет равных во всем мире. Только один пилон, расположенный возле входа в храм, имеет 40 метров в высоту и почти 160 метров в длину. Общая же площадь открытой части храмового комплекса составляет почти 30 гектаров. Огромный гипостильный зал имеет площадь 5 тысяч квадратных метров. В процессе строительства Карнакского храма более 30 египетских фараонов принимали непосредственное участие, достраивая пилоны, башни, часовни и обелиски.

Первыми европейцами, увидевшими храм в 1668 году, стали французские миссионеры. Карнак в переводе означает «груда камней». К моменту начала раскопок нигде в храмовом комплексе уже не осталось позолоты, многие статуи были разрушены или украдены. Но даже то, что сохранилось до сегодняшнего дня (отчасти, благодаря заносам песка), позволяет сделать выводы о былом величии всего комплекса.

Сегодня туристы могут увидеть колосс фараона Рамзеса II, который находится прямо возле входа в гипостильный зал. В зале на барельефах видны древние рисунки, рассказывающие о жизни фараона и его родственников. Есть также так называемый «Ботанический сад» - тут на стены нанесены изображения растений и животных, о которых тогда знали египтяне.

Выходя из южного двора, можно увидеть священное озеро. В нем когда-то перед ритуалами совершали омовения египетские жрецы. Возле озера из черно-красного гранита выстроен большой жук-скоробей – известнейший амулет Древнего Египта, символ перерождения. Говорят, что если у кого-то имеется очень благородное и страстное желание, то оно обязательно сбудется, надо всего лишь обойти статую скарабея 7 раз.

Интересно, что, несмотря на отсутствие какого-либо плана по строительству храмового комплекса, он выглядит довольно гармоничным. Самой хорошо сохранившейся частью является западная часть, тут проводят экскурсии. Кое-где и сейчас продолжаются археологические работы – туда туристов не пускают. На территории храма по расписанию каждый вечер организовывается представление со световыми и звуковыми спецэффектами, которое посвящает туристов в историю древнеегипетского города Фивы. Проводится представление на нескольких языках, русском – в том числе.

Конечно, как и во всем остальном Египте, здесь летом достаточно жарко. А, поскольку храмовый комплекс находится под открытым небом, долгая прогулка может стать утомительной. Поэтому лучше посещать эту достопримечательность в зимний период, когда музей работает с 6:30 до 17:30. Летом музей принимает посетителей на полчаса дольше. Цена билета для взрослых составляет чуть более 8 евро. Чтобы добраться до Карнакского храма, например, из Хургады, нужно сесть на автобус, который за 4 – 5 часов довезет до Луксора. Оттуда туристов до храма подвезет такси. Прогулявшись по этой достопримечательности, можно также посетить долины Царей и Цариц, второй по размерам египетских храмовый комплекс Мединет-Абу и храмы Абидоса, которые древние считали вратами в загробный мир.

zen.yandex.ru

Карнакский храм в Египте

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением пирамид Гизы. Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов. Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту. Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя.

В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы. Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Посещение храмового комплекса в Карнаке

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона (ежедневно, зимой – 6:00-17:30; летом – 6:00-18:30; 40 фунтов, для студентов – 20 фунтов; фотосъёмка со штативом – 20 фунтов), где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре. Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника.

В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории. Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды. В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе (25 пиастров с человека).

Машины, идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). Если речь идёт о поездке туда и обратно, сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Поездки на светомузыкальное шоу обойдутся вам немного дороже. Первая часть поездки – это экскурсия с четырьмя остановками по храму, который с ночной подсветкой выглядит гораздо величественнее. Хотя вторая часть мероприятия, во время которой вы можете полюбоваться руинами со специальных трибун на берегу озера, тянется слишком долго, в целом поездка оставляет незабываемое впечатление. За ночь обычно проводится три-четыре представления, как минимум одно из них – на английском языке. Расписание можно посмотреть в туристическом бюро. Старайтесь попасть на более поздние шоу, поскольку голоса муэдзинов на закате нарушают атмосферу мероприятия.

Храм Амона в Карнаке

Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Комплекс несёт на себе отпечаток правлений десятков царей, охватывающих в общей сложности тринадцать столетий древней истории. Руины, занесённые песком ещё в древности, были впоследствии заселены феллахами, жившими здесь до середины XIX века – до начала археологических раскопок.

В те времена слово «развалины» подходило к Карнаку гораздо больше, чем сейчас: среди куч камней валялись колонны и статуи, а в заболоченных местах квакали лягушки. После крупномасштабных восстановительных работ XIX столетия в храме идёт медленная, но систематическая реставрация, эпиграфические и – в некоторых местах – археологические исследования. Разобраться в плане храмового комплекса непросто: чем дальше вы продвигаетесь, тем многочисленнее и беспорядочнее становятся руины построек.

Чтобы упростить ориентирование на местности, будем считать, что Нил течёт строго на север, тогда главная ось комплекса будет направлена с востока на запад, а второстепенная – с севера на юг. Обязательно пройдите вдоль главной оси храма до Праздничного зала, а в другом крыле стоит осмотреть по меньшей мере двор, где был найден тайник со статуями. Если ваш маршрут включает в себя посещение музея под открытым небом или храма Хонсу, стоит сделать небольшую остановку у озера и передохнуть.

По дороге от билетной кассы к священному участку Амона, пересекающей высохший ров, вы пройдёте мимо остатков древнего причала, откуда статуя Амона отправлялась в плавание до Луксора во время празднества Опет. В недолгий период правления XXIX династии справа от пристани построили небольшую часовню, где перед перенесением на настоящий корабль стояла священная ладья Амона. На стенах часовни остались рисунки наёмников. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.

За дорогой Процессий возвышается гигантский первый пилон, в проёме которого видна уходящая вдаль череда других ворот, настолько огромных, что любой проходящий сквозь них кажется карликом. Постройка 43-метровых башен, сложенных из правильных рядов песчаниковых блоков, часто приписывалась эфиопским царям из XXV династии, но они могли быть возведены и намного позднее, при XXX династии (когда Нектанеб I построил внешнюю ограду храма). Северная башня не закончена, декор отсутствует на обеих, но из-за их 130-метровой ширины этот пилон является самым большим в Египте.

Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта. Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта.

В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой. Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях Каира и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля.

Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и лондонский собор Святого Павла вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей. Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше).

В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния». Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II. На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея. Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.

Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии. Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов. Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых.

В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена. От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию. По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир. Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса. Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона.

С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось. Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II. За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях Асуана, после того как в камне обнаружилась трещина.

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в египетском музее Каира. В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.

Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции. В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

{title}>LiveJournal

turizm.world

Карнак и его храмы

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

tepler.ru

Фивы. Храмовый комплекс в Карнаке, Карнакский храм. Karnak Temple Complex, Ипет-Исут (Ipet-Isut)

На фрагменте карты и фотографии макета отмечены цифрами: 1. Место, с которого открывается вид на макет 2. Место, откуда я сделал первую фотографию комплекса на этой странице и другие виды со Священным озером на переднем плане 3. Современный вход в комплекс со сфинксами Рамсеса II и Пинеджема I (из сфинксов, присвоенных Рамсесом II, но первоначально вырезанных при Аменхотепе III и Тутмосе IV, Пинеджем I создал аллею, которую позже переделывали Шешонк I, Тахарка и кто-то из римлян) 4. Святилища Тутмоса III и Аменхотепа I 5. Святилища Осириса 6. Храм Птаха 7. Первый пилон Нектанеба I 8. Второй пилон Хоремхеба, построенный из блоков разрушенного монумента Эхнатона 9. Третий пилон Аменхотепа III и четвертый пилон Тутмоса I 10. Пятый пилон Тутмоса I и шестой пилон Тутмоса III 11. Седьмой пилон Тутмоса III 12. Восьмой пилон Хатшепсут 13. Девятый пилон Хоремхеба 14. Десятый пилон Хоремхеба 15. Храм Осириса 16. Храм Опет 17. Аллея сфинксов и ворота Птолемея III Эвергета (Благодетеля) 18. Храм Аменхотепа III 19. Храм Тахарки 20. Фестивальный и поминальные храмы Тутмоса III 21. Храм Рамсеса II 22. Восточные ворота 23. Храм Рамсеса III 24. Руины святилища Амона – древнейшей и почти не сохранившейся части храмового комплекса времен Среднего царства

В интернете можно найти много других схем. Рядом с фотографиями на этой странице я постараюсь дать описание и привести ссылки на страницы с дополнительной информацией. 

Первые храмовые сооружения на территории, которую занимает сейчас комплекс в Карнаке, появились в конце 3 тысячелетия до нашей эры. Раскопки продолжаются, поэтому возможно и удревнение, но пока отсчет ведется от Иниотефа II из XI династии. Вероятно, на месте комплекса еще со времен т.н. Среднего царства существовало святилище Амона, которое следующие почти 2 тысячи лет реставрировалось, расширялось, достраивалось и перестраивалось, пока не превратилось в крупнейшее из когда-либо созданных религиозных сооружений. Храмовый комплекс даже сейчас похож на город, хотя и сильно разрушенный. Как и многие другие сооружения Египта, комплекс был заброшен и забыт, а потом заново открыт европейцами после экспедиции Наполеона в конце 18 века. На первых рисунках и старых фотографиях видно, что сооружения были сильно разрушены и засыпаны мусором и песком.

На видео UCLA (University of California at Los Angeles) можно увидеть, как создавался комплекс, начиная с 1971 года до нашей эры. Скорость воспроизведения лучше увеличить вдвое. На сайте университета по ссылке много полезной информации о храмовом комплексе. Я добавил этот ролик потому, что при разных царях не только возводились новые сооружения, но иногда разрушались или перестраивались старые

www.bondareff.ru

Что посмотреть в Египте: Карнакский храм

?

Igor Salnikov (igor_salnikov) wrote, 2017-08-17 09:01:00 Igor Salnikov igor_salnikov 2017-08-17 09:01:00 Category: Если вы были в Египте и не видели Карнакский храм — это значит, что вы не были в Египте.

И если вы сейчас загораете на берегу Красного моря, то немедленно бросайте свой пляж и поезжайте в Луксор.Да, поездка будет довольно долгой, но зато вы сможете увидеть один из самых больших и величественных храмовых комплексов в мире.Строительство храмов на этом месте египтяне начали в XX—XVIII веках до н. э. и продолжали вплоть до времен императорской Римской империи. Эти храмы были главной святыней египетского государства на протяжении почти полутора тысяч лет. А место это было выбрано не случайно: на территории современного города Карнак, в 2,5 километрах от Луксора, на берегу Нила, с III тысячелетия до н. э. существовал город Уасет, бывший долгое время столицей Верхнего Египта. От греков он получил название Фивы...

Храмовый комплекс включает в себя несколько храмов, посвященных различным богам, почитаемым в Египте. За долгую историю строительства около 30 фараонов строили здесь храмы или вносили свой вклад в создание комплекса, добавляя обелиски, пилоны и другие детали.

Самым значительным и величественным сооружением комплекса безусловно является храм, посвященный верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Для того, чтобы прочувствовать и осознать величие этих сооружений древности, безусловно, нужно своими глазами увидеть все эти гигантские постройки. Я лишь хочу только показать вам то, что увидел сам и подтолкнуть вас к поездке в Луксор (или оживить воспоминания тех, кто там уже был).Подробное описание Карнакского храма вы легко найдете в интернете, а я, дабы пост не распух от текста, поделюсь своими фотографиями, снабдив их коротким описанием.Перед входом в комплекс, в большом павильоне установлен макет всех сооружений храма.

В одном из углов прячется маленькая дрезина с вагончиком. Она использовалась при реконструкции и раскопках.

Выходим из павильона с макетом на огромную пустую площадь перед храмом. Нас встречают только лениво валяющиеся на утреннем солнце собаки.

Ко входу в храм ведет аллея сфинксов — священных животных с бараньими головами, символизирующими бога Амона (XII в. до н. э.). Эта дорога соединяла храм с пристанью на Ниле.

Если я не ошибаюсь, то в Луксоре я на ходу сфотографировал часть другой аллеи сфинксов, которая соединяла Карнакский и Луксорский храмы. Трехкилометровый коридор Света состоял из 1350 скульптур сфинксов, объединяя два храма в единое целое.

Многих животинок время оставило без головы. Один из безголовых сфинксов, несмотря ни на что, продолжает крепко держать какой-то предмет в лапах.

Иероглифы.

У входа в храм полно туристов.

Особо выделяются китайские группы.

Заходим в большой двор. Здесь находятся: святилище Сети II с тремя частями, посвященными «фиванской триаде» — Амону, Мут и Хонсу; храм Рамзеса III и развалины павильона фараона Тахарки.

Единственная сохранившаяся от павильона Тахарки колонна (примерно 690 - 664 года до н.э.). Павильон, в котором было 10 колонн высотою 21 метр, использовался для хранения священных лодок.

Святилище Сети II.

Статуя Рамсеса II.

Вид на большие храмовые ворота (пилон) со двора. Сохранились остатки кирпичного пандуса по которому поднимали каменные блоки во время строительства. Временный пандус изготовлялся из необожженного кирпича-сырца с добавлением рубленой соломы.

Каменная кладка стены.

Высота стен пилона 43,6 метров, ширина — 113 метров, а толщина стен — 15 метров.

На стенах второго пилона нанесено множество иероглифов, изображений богов и фараонов.

Второй пилон ведет в Большой гипостильный зал. Этот зал самый большой в храме — он занимает площадь в пять тысяч квадратных метров.

Центральные колонны имеют высоту около 21 метра, боковые — 15 метров. Когда-то зал был перекрыт крышей.

Крышу поддерживали 134 колонны охватом 10 метров, которые выстроены в 16 рядов.

Капители колонн выполнены в виде цветков и бутонов папируса. Размеры зала поражают! Найдите двух людей на кадре.

Еще один кадр для масштаба.

Колонны и архитравы покрыты иероглифами и рисунками, рассказывающими о жизни фараонов.

Древнеегипетское название Карнакского Храма —  Ипет Сут, что значит «прекраснейшее из мест». Глядя на эти иероглифы и фигуры, на их разноцветную раскраску, местами сохранившуюся до наших дней,  начинаешь представлять себе то великолепие, которое было здесь во время расцвета храма.

Статуе Рамзеса из большого двора еще повезло — она сохранила часть лица. В отличие от этой статуи, потерявшей всю голову.

Таким увидел большой гипостильный зал шотландский художник David Roberts в 1838 году.

Современная реконструкция гипостильного зала и всего комплекса.

До наших дней в храме сохранилось только два целых обелиска.

Обелиски высечены из красного асуанского гранита. Они изготовлены в Асуанских каменоломнях и доставлены вниз по течению Нила на расстояние в 200 километров.

Обелиск Тутмоса I (20 метров в высоту) и обелиск его дочери — царицы Хатшепсут ( 29,5 метров).

У входа в один из боковых храмов стоят фигуры фараонов. Если фараон изображен в движении, то это значит, что статуя была сделана при его жизни. А если, как у фигуры в глубине храма, в позе мертвого со скрещенными руками — то уже после его смерти.

Местный котик знает себе цену — ведь кошки были в древнем египетском обществе священными животными.

Статуя большого каменного жука-скарабея. Он считался священным насекомым богов, а его движение с шариком навоза символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.Туристы, а особенно туристки, всех мастей и религий наворачивают круги вокруг статуи. Якобы для исполнения определенного желания нужно сделать определенное количество оборотов. Я не старался запомнить, какие это желания и сколько кругов нужно для их осуществления, гид вам объяснит. И будет весело смотреть на доверчивых туристов.Сделать здесь кадр без людей достаточно трудно, но у меня почти получилось.

А потом мне надоели эти туристические толпы с телефонами на вытянутой руке и я пошел в дальнюю, почти свободную от людей часть комплекса.

Тут никого нет и можно долго бродить в одиночестве и тишине.Одинокие колонны.

Ворота Нектанеба I.

Храм Рамсеса II и колоннада Тахарки.

Чтоб я так знал, что это за постройка. (Рядом со Святилищем Внемлющего уха)

Внутренний вид одного из святилищ.

Колонны с 16-ю выступами в виде стеблей папируса украшают «Ботанический сад» Тутмоса III.

Одна из колонн где-то в недрах комплекса.

Посмотрев на часы, осознаю, что уже опоздал к условленному времени встречи. Нужно бежать ко входу и ехать обратно в Хургаду. Но, простят меня ждущие у входа товарищи, по пути делаю еще несколько остановок. Например, для того, чтобы сфотографировать что-то очень похожее на остатки старого водопровода.

Меня провожает  бараноголовый сфинкс с фигуркой Рамсеса II в образе Осириса.

Кстати, маленькие фигурки сфинксов и другие сувениры можно купить в магазинчиках у входного павильона.

Недалеко от аллеи сфинксов стоит старая мечеть. Но это уже совсем другая история, история другого времени и иной цивилизации...

Огромное спасибо фирме TUI Ukraine за отличную организацию нашего путешествия!

В Карнакский храм мы ездили на пятый день, а как прошли предыдущие четыре дня, вы можете прочитать в этих моих постах:

Египетские зарисовки. День 1

Египетские зарисовки, день 2. Отель и море

Египетские зарисовки, день 3. Эль-Гуна — «Венеция в песках»

Египетские зарисовки, день 4. Отельный релакс

Чтобы не пропустить новый пост, подписывайиесь на мою страничку в Facebook:

Tags: Египет, путешествия

igor-salnikov.livejournal.com

Луксор. Карнакский Храм бога Солнца. Крупнейший храмовый комплекс Древнего мира

Владимир Дергачева, фотографии Антона ДергачеваДревнеегипетские храмы были предназначены в качестве резиденции  небесных богов на земле. Слово «храм» буквально означает «дом бога».Великий  Карнакский храм верховного божества Амона  (Ипет-Сут) был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила.  Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта  и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).  В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем  столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса.Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора.  Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и  восстановленной.В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Рамсес (Рамзес) II Великий достроил колоссальный Гипостильный зал Карнакского храма с многочисленными  регулярно воздвигнутыми колонами (на схеме Колоннада Рамсеса).  Это величайшее здание Древнего мира    имело площадь 5 тыс. кв. метров. Двенадцать колонн  по сторонам среднего прохода имели в высоту 24 метра. На вершине колонны могло уместиться до 100 человек.  Остальные 126 колонн зала имели высоту 13 метров.

Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства. Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.

Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока
I пилон (Нектанеб I)1. Первый двор2. Храм Рамсеса III3. Кирпичный пандус4. Святилище Сети II

II пилон (Хоремхеб – Сети I)

5. Большой гипостильный зал (БГЗ)6. Южная стена БГЗ7. Северная стена БГЗ

III пилон (Аменхотеп III – XIX династия)

8. Обелиск Тутмоса I

IV пилон (Тутмос I)

9. Зал Инени10. Обелиск Хатшепсут

V пилон (Тутмос I)

11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея13. Святилище Хатшепсут

14. Двор храма Среднего царства

15. Юбилейный храм Тутмоса III16. Святилище Александра Македонского17. «Ботанический сад» Тутмоса III18. Святилище Внемлющего уха19. Храм Рамсеса II20. Колоннада Тахарки21. Ворота Нектанеба I22. «Двор тайника»23. Скарабей Аменхотепа III24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут25. Храм Тахарки26. Священное озероVII пилон (Тутмос III)

VIII пилон (Хатшепсут)

27. Вход в Музей под открытым небом
На пилонах храма  обнаружен список народов, покоренных фараоном Тутмосом III в Азии и Африке. Южную ось храма  начинает «двор тайника». В начале 20 века здесь под каменными плитами пола  было обнаружено  около 20 тыс. предметов, в том числе  750 скульптур. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за  все время археологических раскопок в Египте.

Обнаруженная здесь скульптура фараона Аменхотепа III ныне хранится в Египетском музее в Каире.

Реконструкция (разрезы) храма Амона в  эпоху фараона Рамсеса II Великого после создания  Большого гипостильного (колонного) зала. Рисунки Stephen Biesty

Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»), созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.

http://www.mochaloff.ru/egipet/0718.jpgМалая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Статуя фараона Рамсеса II. У его ног супруга — Нефертари (любимая из самых любимых).

Божественный (навозный?) Жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что именно он катит Солнце на восход.

http://www.mochaloff.ru/egipet/1077.jpg

В 1850 году здесь был не Федя Булочкин, а, возможно,  поляк.

Сцена коронации фараона Рамсеса II, сидящего на троне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к владычице юга Нехбет, а за его спиной  – богиня Уаджит, владычица севера.

Главными вертикалями Карнакского храма являются два обелиска, установленные царицей-фараоном Хатшепсут. 30-метровые обелиски были изготовлены в каменоломне вблизи Асуана и были самыми высокими в Древнем Египте.

Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был воздвигнут по приказу фараона для проведения ритуальных праздников.

Иностранные туристы любят позировать на фоне развалин Храма

Археологические раскопки продолжаются

dergachev-va.livejournal.com

Карнакский храм – «Храм Летописей»

Я в Карнаке. 27 июня 2015

Карнакский храм — одно из величайших архитектурных построек древнего мира. Комплекс Карнакского храма включает в себя строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами.

Каждый из них стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. 2000 лет длилось это соревнование, в котором властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. Храм служил основным  cвятилищем Древнего Египта на протяжении всей истории Нового Царства.

Карнакский храм – огромный храмовый комплекс, в который входит 33 различных храма и зала. Аллея величественных сфинксов с головой барана некогда соединяла между собой Карнакский и Луксорский Храмы, создавая величественный коридор Света.

Самыми выдающимися строителями Карнакского храма были Тутмос I, Тутмос III, Хатшепсут, Аменхотеп III, Рамсесы I, II и III, ливийские цари XXII династии и Птолемеи, правившие Египтом до прихода римлян.

На стенах Карнака увековечен текст договора Рамсеса II с царём хеттов Хаттусили III, который был подписан спустя несколько лет после знаменитой битвы при Кадеше. Договор изначально был составлен на серебряной табличке клинописью, затем был переведен на египетский язык.

Фараоны вносили свою лепту в строительство храмового комплекса, но каждый пытался увековечить в нём своё имя, стирая имя предшественника. От начала земной истории, после царствования Богов в Египте, фараонов было 134 — священное число, означающее на языке жрецов Египта «видимый мир». Храм в Карнаке был воздвигнут не только в качестве Божественного Дома, но и предназначался для посвящения неофитов.

Сергей и потомок карнакских жрецов)

Самое впечатляющее место в Карнакском Храме — колонный зал фараона Сети I — настоящий лес покрытых барельефами могучих столпов. Когда-то они подпирали исполинский свод, на плоских вершинах любой из этих колонн могли бы разместиться по пятьдесят человек. 134 колонны, высотой 16 метров каждая, снизу доверху расписаны цветными барельефами. Колонны расположены в 16 рядов, образуя священный коридор, все барельефы на них изображают восхождение фараона к Богам.

Как «Храм Летописей» и их загадок, которые предстояло отгадать посвящённому, Карнакский Храм представлял своеобразный лабиринт времени. Число 134 было ключом к «вратам видимого мира» или «ключом к реальности».

Известное древнее изречение говорит, что числа управляют миром, а цифры — судьбами. Числа исходят от научного познания мира, а образы и формы — от религиозно-мистического. Во всех храмовых постройках Египта присутствуют два основных элемента сакральной геометрии — круг и квадрат, выраженные в числах пи и фи. Храмовая геометрия всегда создавалась по принципу Золотого сечения и ориентации по звёздам. Центральный двор Карнакского Храма сориентирован на Сириус, а его центральная ось направлена на точку зимнего солнцестояния.

Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства воздвигла в Карнаке «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона, по приказу царицы были установлены гигантские розовые гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут.

Два обелиска Хатшепсут, высотой около 30 метров, рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных ранее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III. До наших дней сохранился один из обелисков.

Крытый колонный зал в дальнем конце главной оси Храма — зал празднеств Тутмоса III, был построен в честь хеб-сед – праздника, который с пышностью отмечался фараонами в тридцатый год их правления и затем, как правило, каждые следующие три года царствования. Колонны зала в виде огромных расписных шестов не имеют аналогов в египетской архитектуре, в этом зале проводились ритуалы посвящения в Жрецы Бога Амона. В стороне от главного зала расположено помещение, на стенах которого изображены приношения Тутмоса III своим 61 предкам.

С южной стороны к Карнакскому Храму примыкает Священное озеро, на его берегу возвышается гранитная колонна с огромным жуком-скарабеем на вершине. Египтяне считали его священным и называли Хепри – «самовозникающий». В древности озеро служило для мистерий, по нему скользили золотая ладья Амона и лодки его свиты.

Одна из легенд гласит, что колонна с жуком-скарабеем — древние часы, отмеряющие время нашего мира. Медленно, по миллиметру в год уходит колонна в землю, и когда исчезнет священный скарабей — символ возрождающегося Амона-Ра, наступит конец света.

Карнакский Храм был Домом Света, посвящённым Амону-Ра. Легенда гласит, что в древности в Храме хранился камень Ипет Соут – «Матерь Вселенной». До сих пор сохранился древний алтарь, названный этим именем, через него проходит Солнечная ось Храма, которая начинается с аллеи Сфинксов.

По легенде, в Египет камень Ипет Соут был доставлен из Атлантиды, затем его перевезли в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу. В священных тибетских текстах камень называют «Сокровищем Мира».  Тибетцы говорят, что мистическая сила камня соединяет три точки мира – три горы: Канченджангу, Кайлас и Белуху, объединённых в единое пространство – Мировую Мандалу.

zhitanska.com


Смотрите также