Градостроительство рима древнего


Градостроительство Римской империи | Архитектура Древнего Рима | История античной архитектуры

Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

Возникновение империи, ознаменовавшее стабилизацию средиземноморского рабовладельческого общества после бурного периода гражданских войн I в до н.э., дало мощный толчок развитию античного градостроительства. Первые века нашей эры характеризуются известной устойчивостью социальной и экономической структуры империи. Длительный внутренний мир, успешные внешние войны, консолидация господствующего слоя, постепенно включившего в себя не только римских рабовладельцев, но и рабовладельцев покоренных Римом стран — все эти обстоятельства способствовали созданию этой устойчивости.

В силу этих причин в I—II в. н.э. наблюдался расцвет римского градостроительства, нашедший свое наиболее яркое выражение в строительстве большого числа новых городов, особенно в западных провинциях империи. Вместе с тем растут и перестраиваются старые городские центры. Новый облик приобретают многие города Греции и эллинистического мира, в которых после римского завоевания в большом числе возводятся сооружения типично римские. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, получает еще большее распространение.

В III в. н.э. в связи с разразившимся социальным и политическим кризисом Римской империи начинается постепенное сокращение строительства. Этот период знаменуется постепенным упрощением принципов градостроительства; повсюду возрождаются и усиливаются местные традиции. В то же время возрастает роль и значение крепостей, предназначенных для защиты границ империи от все усиливающегося натиска варваров.

Историческим рубежом, который знаменует конец истории античного градостроительства, являются IV—V вв. н.э. В это время происходит падение Римской империи, сопровождающееся в западной ее части варварскими завоеваниями, уничтожившими большую часть городских центров. Немногие сохранившиеся города переживают период упадка и запустения. На востоке империи происходит постепенная трансформация города рабовладельческого общества в феодальный город, развивающийся в рамках византийского государства.

Урбанизация провинций была выражением социальной политики Римского рабовладельческого государства, жизненной потребностью империи. Строительство городов во вновь завоеванных областях имело своей целью не только создание укрепленных центров на покоренной территории. Вновь основанные города получали статус римских муниципиев, гражданскими правами в которых пользовались как римляне-поселенцы, так и представители господствующих слоев местного населения. Весь строй жизни этих муниципиев (латинский язык, нормы римского права, господство римских обычаев, императорский культ) способствовал привлечению на сторону Рима и последующей романизации сначала верхних слоев, а затем и всего населения провинций. Система провинциальных городов была тем костяком, который объединял империю, занимавшую огромную территорию и населенную различными народами. Именно этим объясняется огромная роль римских городов и тот расцвет градостроительства, который мы наблюдаем в первые века существования империи.

Продолжали существовать и старые торговые и ремесленные центры, такие как Коринф, Милет, Пергам. Важную роль играли города, имевшие административное значение и являвшиеся центрами обширных провинций. В них находились римские правители областей со своим административным аппаратом, там же располагались римские легионы, контролировавшие эти провинции (Антиохия, Пергам и т.д.). Афины, сохраняя свое значение административного центра провинции Ахайя, в то же время постепенно приобретали характер специфического культурного центра города, значение которого определялось прежде всего его памятниками прошлого и школами философии, существовавшими в нем. Наконец, совершенно особую категорию представляли собой столицы империи: сначала Рим, а затем Константинополь, города, бывшие помимо административных центров (с императорским двором, высшей знатью, императорской гвардией) настоящими городами-паразитами, центрами потребления. В частности, полноправное малоимущее население Рима в очень значительных размерах бесплатно снабжалось императорами хлебом. Для увеселения этой толпы устраивались роскошные празднества, цирковые представления, травли зверей и бои гладиаторов, стоившие огромных денег. Достаточно сказать, что иногда число выступавших на арене гладиаторов достигало нескольких тысяч. Наконец, были города курортного типа, они располагались на берегу Неаполитанского залива. К их числу относились Байи, отчасти Помпеи.

Наконец, особенно многочисленными и наиболее типичными для эпохи Римской империи являются города, возникшие из военного лагеря. Они встречаются и на востоке римской империи, но наиболее характерны для западной ее части. Города этого типа играли роль административных, экономических и культурных центров небольших сельскохозяйственных районов.

Так, Александрия, помимо того что была административным центром Египта, оставалась в то же время крупнейшим центром ремесла и крупной международной торговли с Востоком (Индией, Китаем). То же самое верно и в отношении Антиохии. Даже в Риме, бывшем по преимуществу административным и потребляющим центром, существовало развитое, хотя и специфическое ремесленное производство — главным образом производство предметов роскоши и т.п.

Воздействие целостной системы римских градостроительных принципов сказывалось не только при основании новых городов, но и при реконструкциях старых, давно сложившихся центров, находившихся главным образом на территории восточной половины империи. Римский облик в большей мере приобретали города, построенные по Гипподамовой системе, нежели города, имеющие нерегулярную, стихийно сложившуюся планировку (например, Афины).

Большинство новых городов эпохи империи строилось по типу римского военного лагеря. Они основывались чаще всего римскими полководцами конца республики и императорами, когда после завершения войн они распускали армии. В награду за службу солдаты получали землю и деньги на обзаведение и расселялись компактными массами, основывая города этого типа. Такие города возникали и в Италии (где Сулла основал их не менее 12, а Август — более 30), и в провинциях. Значительное число городов этого типа возникло на границах империи. Они вырастали непосредственно из военных лагерей.

В отличие от греческих городов, следовавших Гипподамовой системе и имевших прямоугольную сетку кварталов, но неправильный внешний контур, римские города при наличии четкой правильной системы внутреннего членения имели и правильную геометрическую (прямоугольную или квадратную) форму плана. Неправильность контура греческого города объясняется тем, что он приспосабливался к местности, его укрепления шли по гребню господствующих высот. В римском городе этого типа строгая прямоугольная или квадратная форма является правилом. Как и в лагере, две основные улицы, имеющие значительно большую ширину, нежели остальные, делят город на четыре части, строго выдерживается прямоугольная сетка кварталов, в центре города находится площадь — форум, кратная площади квартала. Форум занимает либо геометрический центр города, либо он в зависимости от местных условий сдвинут несколько в сторону от оси города. Укрепления охватывают город по периметру и в центре каждой стороны находятся ворота. Именно такую планировку имела Августа Претория (совр. Аоста, рис. 6), основанная Августом в 28 г. до н.э., где им были поселены 3 тыс. демобилизованных преторианцев (солдат гвардии), Августа Тавринов (совр. Турин), Флоренция, Лукка, Тимгад и многие другие города.

6. Августа Претория. План города

Основные городские артерии (декуманус и кардо) обычно выделялись своей шириной, причем считалось, что декуманус должен быть в 2 раза шире, чем кардо, и достигать ширины 12 м. Остальные улицы должны быть значительно уже. Хотя это правило и не выдерживалось строго, цифры, ставшие известными благодаря раскопкам, часто близки к этим теоретическим расчетам. Так, в Помпеях ширина основных артерий 9 м, боковых улиц — 4,5 м, в Либарне декуманус имеет 13 м, в Эфесе — 12 м. Обычно строго выдерживалось разделение между проезжей частью и тротуаром, который поднимался над уровнем улицы на несколько десятков сантиметров, достигая иногда 1 м. Для перехода через улицы устанавливались каменные блоки, которые располагались так, чтобы, не мешая движению повозок, они позволяли перейти с тротуара на тротуар, не сходя на улицу. В эпоху империи широкое распространение получили колоннадные улицы. Хотя они были известны уже в эллинистическое время, широкое распространение их началось с эпохи империи, когда они встречаются в огромном числе городов. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров улиц, служили для защиты пешеходов от жаркого солнца и дождя. Часто колоннадные улицы достигали очень большой длины. В Эфесе такая улица пересекала весь город с востока на запад, в Антиохии общая длина колоннадных улиц достигала 25 км. Любопытно устройство колоннадной улицы в Пальмире, где с каждой стороны центральной магистрали на расстоянии 1135 м находилось по 375 колонн высотой 17 м (рис. 7). Колоннада имела второй ярус, куда можно было подняться по лестницам и, прогуливаясь там, наблюдать с высоты за шумной уличной жизнью. Целый ряд колоннадных улиц был возведен и в Риме.

7. Пальмира. Колоннадная улица

8. Пальмира. Фрагмент арки, замыкающей колоннаду

9. Лептис Магна. Перспектива улицы

Колоннадные улицы выделяли основные городские магистрали, создавая монументальную перспективу, часто завершаемую триумфальными арками (рис. 8, 9) или тетрапилами, возведенными на перекрестках.

Развитие крупных городских центров вызвало необходимость увеличения городских коммуникаций. Многочисленные свидетельства античных писателей показывают, что уличное движение в эпоху империи в больших городах стало чересчур напряженным и ширина улиц сказывалась обычно недостаточной. Улицы уже не могли справляться со своей основной функцией — быть артериями для уличного движения. Особенно это было заметно в старых исторически сложившихся городах с их стихийной планировкой.

Помимо концентрации масс населения на ограниченной территории крупных городов существовал еще целый ряд причин, порождавших напряженность уличного движения. Отсутствовала дифференциация жилых и торгово-промышленных районов. В античном городе не было развитых пригородов и городского транспорта, что препятствовало развитию города вширь. Значительные территории в центре были заняты обширными комплексами императорских и общественных сооружений, притягивавших население и в то же время уменьшавших площадь для жилой застройки. Кроме того, крупные римские города имели значительную прослойку люмпен-пролетариата. Поэтому улицы были постоянно заполнены массами праздного населения.

Попытки бороться с неупорядоченностью городского движения в Риме предпринимал уже Юлий Цезарь в 45 г. до н.э. Он запретил всякому конному транспорту въезд в Рим после восхода солнца и до заката. Исключение было сделано только для телег, которые ввозили строительные материалы для храмов и общественных зданий и вывозили из города мусор. Такие же правила существовали и во многих других крупных городах.

Но это запрещение породило другую проблему. Ночной шум от движения транспорта по улицам Рима был сущим бедствием. Ювенал писал, что спокойно спать в городе может только богатый. Проблема ночного отдыха была социальной проблемой, ибо представители верхушки римского общества жили в особняках, надежно защищенных от городского шума садами. Совсем иное дело обитатели обычных домов — инсул, не имеющие никакой защиты от городского шума. Проблема городского движения так и осталась нерешенной до самого конца Римской империи.

Во вновь основанных городах кварталы имели обычно прямоугольную или квадратную форму, в старых городских центрах их форма могла быть самой различной. Иногда в одном и том же городе сочетались оба вида кварталов. Так, в Помпеях старый городской центр с его хаотической застройкой и бессистемной разбивкой улиц соседствовал с новой северной частью, где строгая симметрия улиц породила единообразные, прямоугольные в плане кварталы. Иное дело город Тимгад: основная часть его территории разбита согласно обычным римским принципам, а к ней с запада и юга примыкают стихийно возникшие городские кварталы, лишенные какой-либо регулярности (рис. 10).

10. Тимгад. Аэрофотосъемка, план города: а — форум; б — Капитолий; в — рынок; г — театр; д — библиотека; е — малые термы; ж — южные термы

Размеры кварталов в новых городах могли быть различны, но почти все они были кратны древнеримской мере площади — югеру *. В Помпеях кварталы северной части равны 2 югерам, в Лукках — 8 югерам и т.д. Внутриквартальная застройка могла быть самой различной, но преобладающих типов жилищ в больших городах было два: особняк, занимавший часто целый блок, и многоэтажный доходный дом. Последние имели 3—6 этажей, достигая высоты 20 м. В сочетании с узкими улицами подобная высота зданий превращала их в глубокие темные ущелья, недоступные свету солнца.

* Римский югер равен 120x240 футов (36X72м). Первоначально югер был сельскохозяйственной единицей измерения — эта мера той площади, которую крестьянин с парой волов может вспахать за день.

В античных городах не было деления на промышленную и жилую зоны. Специализация кварталов и районов города имела иной характер — либо социальный, либо профессиональный. Так, в Риме начиная с I в. н.э. четко выделяются две части города: холмы с их здоровым микроклиматом, занятые в основном особняками, и низины — сырые, заливаемые водой, нездоровые районы обитания социальных низов.

Благодаря многочисленным указаниям античных писателей можно представить себе характер районов Рима. Так, Священная дорога (улица, соединявшая район форумов с Палатином) была занята ювелирами и торговцами драгоценностями. В районе Велабра (ложбина между Капитолием и Палатином) находилась основная масса лавок, торговавших съестными припасами. Аргилет (улица к юго-востоку от форумов) на большом протяжении был занят книжными лавками. Дурной славой пользовалась Субура (долина между Оппием и Виминалом), где было множество мелких лавочек, кабачков и других увеселительных заведений сомнительной репутации.

Центром римского города, а также любого старого города, получившего римские муниципальные права, являлся форум.

Форум организовывал архитектурное пространство города, ибо туда обращены основные магистрали, место входа которых на форум отмечается видимыми издалека монументальными воротами или триумфальными арками.

Античные архитекторы, в частности Витрувий, считали, что «величину форумов следует сообразовывать с количеством людей: площадь не должна быть мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства».

В таких крупных городах, как Рим, место одного форума занимала целая система, и здесь уже не могло быть речи об уюте форума, свойственном небольшому городку типа Помпей.

Важными элементами, определяющими эстетическую ценность городского пейзажа, были зелень и вода. Воде как средству украшения города придавалось очень большое значение. Фонтаны, большие открытые водоемы, множество водонапорных колонок украшали и оживляли город. В то же время задача озеленения города, за исключением редких случаев, никогда не была решена. Только в немногих западных городах империи зелень украшала городской пейзаж.

В большинстве крупных городов на улицах не было никаких насаждений. Существовало лишь несколько общественных парков или парков при богатых особняках. Так, в Риме пояс садов и парков на окраинах города принадлежал императорам и стал доступен жителям только после переезда двора в Константинополь. До этого главным общедоступным парком Рима было Марсово поле.

Отсутствие зелени, подчеркивало монотонность и однообразие жилых кварталов города.

Украшали города многочисленные храмы, триумфальные арки и статуи. Так, например, в Риме IV в. н.э. были 36 триумфальных арок, 22 конные статуи, 80 золотых статуй, 74 статуи из слоновой кости и огромное число статуй из бронзы и мрамора.

На любом перекрестке обязательно стояла часовня в честь божеств-покровителей и гения императора.

Стены, обычно окружавшие римский город, создавали четкую границу между собственно городом и его пригородами. Развитые пригороды не были характерны для городских центров эпохи империи. Даже в Риме пояс застроенных пригородов представлял собой полосу шириной всего 200—650 м. Только вокруг городов-лагерей постоянно встречаются торгово-ремесленные пригороды. Обычно же в районах за пределами городских стен отсутствует сплошная застройка. Там располагаются загородные виллы богачей, сады, парки.

Другими элементами, создающими облик пригорода, являются некоторые ремесленные мастерские (например, опасные в пожарном отношении керамические и кирпично-обжигательные) , небольшие придорожные лавки и гостиницы. Иногда за пределы городских стен выносятся некоторые общественные сооружения, в частности цирки, для которых требуются большие площади свободной земли (цирки Калигулы и Максенция в Риме, цирк в Арелате, совр. Арле и др.) В Риме вне города находился лагерь преторианцев. Обширные территории занимали некрополи.

Иногда в силу определенных причин пригороды развиваются в особые густонаселенные районы, имеющие специфический характер. Так, в Арелате вне пределов города, на другом берегу реки, возник обширный торговый район. За южными стенами Тимгада вырос район, населенный христианами, имевший свой особый центр — церковь.

Пригороды характеризуются обычно хаотичной застройкой, вытянутостью вдоль дорог, более низким, чем в городе, уровнем благоустройства и санитарии.

Иногда пригороды оказывались включенными в территорию, защищаемую городскими стенами. В ряде западных городов при их основании стены были построены с расчетом на дальнейший рост города. В таких случаях сплошная застройка занимала только часть городской территории и районы вдоль стен обычно бывали заняты садами и виллами местной знати.

В первые века существования империи города постоянно росли, они развивались за счет включения и освоения территорий пригородов. Иногда при этом частично изменялся и городской пейзаж. Так, в Нарбонне в состав городских территорий были включены и загородные виллы богатых горожан, что придало особый, полусельский облик окраинным районам. С III в. доминирующим является противоположный процесс: в результате кризиса империи, сопровождаемого варварскими нашествиями, города уменьшаются в размерах и пригороды занимают территории, ранее бывшие городскими.

В систему инженерного обеспечения римского города входили прежде всего водоснабжение и канализация. Снабжению водой римских городов уделялось огромное внимание. К Риму воду подводили 11 акведуков, существовали они и во многих других городах. Обеспеченность водой считалась важнейшим признаком благоустройства города. Так, в Риме на душу населения приходилось в день от 600 до 900 л воды. Система водоснабжения состояла из устройства для сбора воды, акведука, водоотстойника и распределительного устройства и системы подвода воды к общественным резервуарам и отдельным домам. Распределение воды находилось под строгим контролем, в частности в Риме разрешение на самостоятельный подвод воды к зданию давалось лично императором.

Канализация имела своей главной целью отвод дождевых вод. Она существовала во многих римских городах. Дождевая вода принималась подземными стоками, которые выводили ее за пределы города. С системой канализации были связаны и общественные уборные, которые имелись во всех римских городах.

antique.totalarch.com

40. Градостроительство Древнего Рима

104. Рим. План города в IVв. н. э. 1-Колизей; 2-храм Венеры и Ромы; 3-базилика Максенция; 4-4-императорские форумы; 5-театр Марцелла; 6-театр и портик Помпея; 7-Стадион (цирк Агонале); 8-Пантеон; 9-мавзолей и мост Адриана; 10-цирк Нерона; 11- мавзолей Августа; 12- термы Диоклетиана; 13-термы Тита (под ними остатки «Золотою дома» Нерона); 14 -храм Клавдия; 15-термы Каракаллы; 16 - Большой цирк; 17-дворец Флавиев ни Палатине; 18- место продовольственных форумов Рима; 19 -остров Эскулапа с мостами Фабриция и Цестия; 20-цирк Адриана. Город окружен стенами Аврелиана (III в. н, э, )

Каждая римская провинция имела свою систему дорог, но все они в конечном счете сходились в Риме.

Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. Иногда это были поселения туземцев, преобразованные по римскому образцу, а иногда специально построенные укрепленные пункты.

Универсальный метод разбивки городской территории сложился еще в период пунических войн, когда римлянам приходилось строить большое число военных городов для размещения гарнизонов, охранявших завоеванные территории и построенных по образцу походных лагерей. Описание походного военного лагеря сохранилось в трудах древнегреческого историка Полибия (200-120 гг. до н. э. ). Оно дает достаточно полное представление о размерах и системе планировки этих временных поселений.

По Полибию, в центре римского военного лагеря располагался преторий, т. е. палатка главнокомандующего армией-претора (консула). По левую и по правую стороны от него располагались квесторий-палатка квестора (казначея) и форум-место палатки легата-помощника претора. Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников-шесть в каждом легионе) и префектов, т. е. начальников-смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находившаяся за главной улицей, разбивалась на участки, на которых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. Пехота, в свою очередь, подразделялась на принципсов-солдат, занимавших в строю первые ряды; триарий-лучших солдат, находившихся во время боя в резерве, и гастатов, т. е. копьеносцев. По периметру лагеря располагались палатки велитов - легковооруженных воинов. Главная улица имела ширину в 100 римских футов (около 30 м), улица Претория-50 футов (15 м). Общая протяженность лагеря, по Полибию, равнялась 645 м. Лагерь был рассчитан на два легиона.

В связи с основанием большого числа городов-колоний, которые римляне строили во всех частях своей обширной империи, а также постоянной необходимостью межевания загородных земельных владений-латифундий в римском государстве существовала специальная профессия землемеров (агрименсоров), среди которых было немало ученых, оставивших после себя теоретические труды и практические руководства по этой специальности. Мы имеем в виду трактаты землемеров II в. н. э. Фронтина, Гигина и Бальбы.

Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, в котором устанавливался специальный инструмент («грома») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Однако в дальнейшем эта строгая ориентация главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много примеров, когда римская прямоугольная планировочная система имела другую ориентацию.

После определения направления главных улиц, параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определенную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декумануса максимуса» определялась в 40 футов (12м), ширина «кардо» в 20 футов (6 м), второстепенных улиц в 12 футов (4 м).

Главный перекресток города (тетранс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

Следует отметить, что при разбивке территории города улицы считались «прогонными» (полосными) границами городских кварталов наряду с «линейными» границами, проведенными между отдельными домовыми участками. Поэтому при предварительном определении общих размеров территории города ширина улиц не учитывалась.

101. План. Римского военного лагеря по Полибию 1- конница римлян и их союзников; 2 - триархи - лучшие солдаты, занимающие третий резервный ряд во время походов; 3 -принципсы солдаты, занимающие в строю первые ряды; 4-гастаты (копьеносцы); 5 -велиты - легковооруженные воины

Аоста, или Августа Преториа, была основана римлянами в Альпах в период завоевания этих территорий войсками императора Августа в 26-25 гг. до н. э. Местное племя салассов, обитавшее здесь, не хотело покоряться завоевателям, Посланный сюда римский легион, состоявший из 3 тыс, солдат, смел с лица земли небольшое поселение салассов и за очень короткий срок воздвиг город-лагерь.

Размеры города были 724 х 572 м. Две улицы Кардо и Декуманус Максимус разделяли город на четыре части и соединяли главные крепостные ворота. Улицы, параллельные главным, в свою очередь, подразделяли территорию города на крупные кварталы (143 х х 181м), которые членились на еще более мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории города находились: амфитеатр, театр, термы, храм. В городе поселились римские колонисты-ветераны военных походов Августа. Памятники античной Аосты почти не сохранились. Исключение составляет лишь триумфальная арка Августа, сооруженная вне города на главной дороге.

studfiles.net

Градостроительство Древнего Рима

В развитии градостроительства и архитектуры Древнего Рима можно выделить три этапа. Во время первого этапа, который относится к V веку до н. э. постройки в городе не имели определенной системы, преобладали примитивные жилища, построенные из сырца и дерева. Среди монументальных построек можно выделить только храмы.

Во время второго этапа, временные рамки которого охватывают IV–III века до н. э., проводятся работы по благоустройству города: делается канализация, водопровод, появляются мощеные улицы. Инженеры разрабатывают постройки как военного, так и гражданского типа: возводятся оборонительные стены (например, стена Сервия), прокладываются дороги (например, Аппиева дорога), сооружаются сточные каналы.

В течение третьего этапа (II–I века до н.э.) развивается городское планирование, города начинают делить на отдельные элементы: кварталы. В этот период оформляют центр города, благоустраивают парковые зоны, расположенные на окраинах города. В строительных работах начинают использовать бетон, из которого изготовляют сводчатые перекрытия. Римскими архитекторами активно комбинируются признаки ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей.

Благодаря творческой деятельности архитекторов был создан новый стиль храма – псевдопериптер. Он отличается высоким основанием, фасад представляет собой глубокий портик с глухими стенами, украшенными полуколоннами. Следуя примеру греков, римляне начинают строительство театров. Но римский театр, в отличие от греческого, является отдельным зданием с замкнутым внутренним пространством. Зрительские места расположены эллипсом вокруг сцены.

На строительство жилых домов оказала влияние греческая перистая конструкция. Греки внутренний двор, к которому присоединяется дом, окружали колоннами. Римляне при расположении комнат стараются придерживаться симметрии. Непосредственно римской архитектурной традицией является строительство базилик – зданий прямоугольной формы с несколькими нефами (прямоугольное помещение, покрытое сводом). Базилики строились для торговли и правосудия.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Градостроительство Римской империи | История архитектуры

Возникновение империи, ознаменовавшее стабилизацию средиземноморского рабовладельческого общества после бурного периода гражданских войн I в до н.э., дало мощный толчок развитию античного градостроительства. Первые века нашей эры характеризуются известной устойчивостью социальной и экономической структуры империи. Длительный внутренний мир, успешные внешние войны, консолидация господствующего слоя, постепенно включившего в себя не только римских рабовладельцев, но и рабовладельцев покоренных Римом стран — все эти обстоятельства способствовали созданию этой устойчивости.

В силу этих причин в I—II в. н.э. наблюдался расцвет римского градостроительства, нашедший свое наиболее яркое выражение в строительстве большого числа новых городов, особенно в западных провинциях империи. Вместе с тем растут и перестраиваются старые городские центры. Новый облик приобретают многие города Греции и эллинистического мира, в которых после римского завоевания в большом числе возводятся сооружения типично римские. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, получает еще большее распространение.

В III в. н.э. в связи с разразившимся социальным и политическим кризисом Римской империи начинается постепенное сокращение строительства. Этот период знаменуется постепенным упрощением принципов градостроительства; повсюду возрождаются и усиливаются местные традиции. В то же время возрастает роль и значение крепостей, предназначенных для защиты границ империи от все усиливающегося натиска варваров.

Историческим рубежом, который знаменует конец истории античного градостроительства, являются IV—V вв. н.э. В это время происходит падение Римской империи, сопровождающееся в западной ее части варварскими завоеваниями, уничтожившими большую часть городских центров. Немногие сохранившиеся города переживают период упадка и запустения. На востоке империи происходит постепенная трансформация города рабовладельческого общества в феодальный город, развивающийся в рамках византийского государства.

Урбанизация провинций была выражением социальной политики Римского рабовладельческого государства, жизненной потребностью империи. Строительство городов во вновь завоеванных областях имело своей целью не только создание укрепленных центров на покоренной территории. Вновь основанные города получали статус римских муниципиев, гражданскими правами в которых пользовались как римляне-поселенцы, так и представители господствующих слоев местного населения. Весь строй жизни этих муниципиев (латинский язык, нормы римского права, господство римских обычаев, императорский культ) способствовал привлечению на сторону Рима и последующей романизации сначала верхних слоев, а затем и всего населения провинций. Система провинциальных городов была тем костяком, который объединял империю, занимавшую огромную территорию и населенную различными народами. Именно этим объясняется огромная роль римских городов и тот расцвет градостроительства, который мы наблюдаем в первые века существования империи.

Продолжали существовать и старые торговые и ремесленные центры, такие как Коринф, Милет, Пергам. Важную роль играли города, имевшие административное значение и являвшиеся центрами обширных провинций. В них находились римские правители областей со своим административным аппаратом, там же располагались римские легионы, контролировавшие эти провинции (Антиохия, Пергам и т.д.). Афины, сохраняя свое значение административного центра провинции Ахайя, в то же время постепенно приобретали характер специфического культурного центра города, значение которого определялось прежде всего его памятниками прошлого и школами философии, существовавшими в нем. Наконец, совершенно особую категорию представляли собой столицы империи: сначала Рим, а затем Константинополь, города, бывшие помимо административных центров (с императорским двором, высшей знатью, императорской гвардией) настоящими городами-паразитами, центрами потребления. В частности, полноправное малоимущее население Рима в очень значительных размерах бесплатно снабжалось императорами хлебом. Для увеселения этой толпы устраивались роскошные празднества, цирковые представления, травли зверей и бои гладиаторов, стоившие огромных денег. Достаточно сказать, что иногда число выступавших на арене гладиаторов достигало нескольких тысяч. Наконец, были города курортного типа, они располагались на берегу Неаполитанского залива. К их числу относились Байи, отчасти Помпеи.

Наконец, особенно многочисленными и наиболее типичными для эпохи Римской империи являются города, возникшие из военного лагеря. Они встречаются и на востоке римской империи, но наиболее характерны для западной ее части. Города этого типа играли роль административных, экономических и культурных центров небольших сельскохозяйственных районов.

Так, Александрия, помимо того что была административным центром Египта, оставалась в то же время крупнейшим центром ремесла и крупной международной торговли с Востоком (Индией, Китаем). То же самое верно и в отношении Антиохии. Даже в Риме, бывшем по преимуществу административным и потребляющим центром, существовало развитое, хотя и специфическое ремесленное производство — главным образом производство предметов роскоши и т.п.

Воздействие целостной системы римских градостроительных принципов сказывалось не только при основании новых городов, но и при реконструкциях старых, давно сложившихся центров, находившихся главным образом на территории восточной половины империи. Римский облик в большей мере приобретали города, построенные по Гипподамовой системе, нежели города, имеющие нерегулярную, стихийно сложившуюся планировку (например, Афины).

Большинство новых городов эпохи империи строилось по типу римского военного лагеря. Они основывались чаще всего римскими полководцами конца республики и императорами, когда после завершения войн они распускали армии. В награду за службу солдаты получали землю и деньги на обзаведение и расселялись компактными массами, основывая города этого типа. Такие города возникали и в Италии (где Сулла основал их не менее 12, а Август — более 30), и в провинциях. Значительное число городов этого типа возникло на границах империи. Они вырастали непосредственно из военных лагерей.

В отличие от греческих городов, следовавших Гипподамовой системе и имевших прямоугольную сетку кварталов, но неправильный внешний контур, римские города при наличии четкой правильной системы внутреннего членения имели и правильную геометрическую (прямоугольную или квадратную) форму плана. Неправильность контура греческого города объясняется тем, что он приспосабливался к местности, его укрепления шли по гребню господствующих высот. В римском городе этого типа строгая прямоугольная или квадратная форма является правилом. Как и в лагере, две основные улицы, имеющие значительно большую ширину, нежели остальные, делят город на четыре части, строго выдерживается прямоугольная сетка кварталов, в центре города находится площадь — форум, кратная площади квартала. Форум занимает либо геометрический центр города, либо он в зависимости от местных условий сдвинут несколько в сторону от оси города. Укрепления охватывают город по периметру и в центре каждой стороны находятся ворота. Именно такую планировку имела Августа Претория (совр. Аоста, рис. 6), основанная Августом в 28 г. до н.э., где им были поселены 3 тыс. демобилизованных преторианцев (солдат гвардии), Августа Тавринов (совр. Турин), Флоренция, Лукка, Тимгад и многие другие города.

6. Августа Претория. План города

Основные городские артерии (декуманус и кардо) обычно выделялись своей шириной, причем считалось, что декуманус должен быть в 2 раза шире, чем кардо, и достигать ширины 12 м. Остальные улицы должны быть значительно уже. Хотя это правило и не выдерживалось строго, цифры, ставшие известными благодаря раскопкам, часто близки к этим теоретическим расчетам. Так, в Помпеях ширина основных артерий 9 м, боковых улиц — 4,5 м, в Либарне декуманус имеет 13 м, в Эфесе — 12 м. Обычно строго выдерживалось разделение между проезжей частью и тротуаром, который поднимался над уровнем улицы на несколько десятков сантиметров, достигая иногда 1 м. Для перехода через улицы устанавливались каменные блоки, которые располагались так, чтобы, не мешая движению повозок, они позволяли перейти с тротуара на тротуар, не сходя на улицу. В эпоху империи широкое распространение получили колоннадные улицы. Хотя они были известны уже в эллинистическое время, широкое распространение их началось с эпохи империи, когда они встречаются в огромном числе городов. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров улиц, служили для защиты пешеходов от жаркого солнца и дождя. Часто колоннадные улицы достигали очень большой длины. В Эфесе такая улица пересекала весь город с востока на запад, в Антиохии общая длина колоннадных улиц достигала 25 км. Любопытно устройство колоннадной улицы в Пальмире, где с каждой стороны центральной магистрали на расстоянии 1135 м находилось по 375 колонн высотой 17 м (рис. 7). Колоннада имела второй ярус, куда можно было подняться по лестницам и, прогуливаясь там, наблюдать с высоты за шумной уличной жизнью. Целый ряд колоннадных улиц был возведен и в Риме.

7. Пальмира. Колоннадная улица

8. Пальмира. Фрагмент арки, замыкающей колоннаду

9. Лептис Магна. Перспектива улицы

Колоннадные улицы выделяли основные городские магистрали, создавая монументальную перспективу, часто завершаемую триумфальными арками (рис. 8, 9) или тетрапилами, возведенными на перекрестках.

Развитие крупных городских центров вызвало необходимость увеличения городских коммуникаций. Многочисленные свидетельства античных писателей показывают, что уличное движение в эпоху империи в больших городах стало чересчур напряженным и ширина улиц сказывалась обычно недостаточной. Улицы уже не могли справляться со своей основной функцией — быть артериями для уличного движения. Особенно это было заметно в старых исторически сложившихся городах с их стихийной планировкой.

Помимо концентрации масс населения на ограниченной территории крупных городов существовал еще целый ряд причин, порождавших напряженность уличного движения. Отсутствовала дифференциация жилых и торгово-промышленных районов. В античном городе не было развитых пригородов и городского транспорта, что препятствовало развитию города вширь. Значительные территории в центре были заняты обширными комплексами императорских и общественных сооружений, притягивавших население и в то же время уменьшавших площадь для жилой застройки. Кроме того, крупные римские города имели значительную прослойку люмпен-пролетариата. Поэтому улицы были постоянно заполнены массами праздного населения.

Попытки бороться с неупорядоченностью городского движения в Риме предпринимал уже Юлий Цезарь в 45 г. до н.э. Он запретил всякому конному транспорту въезд в Рим после восхода солнца и до заката. Исключение было сделано только для телег, которые ввозили строительные материалы для храмов и общественных зданий и вывозили из города мусор. Такие же правила существовали и во многих других крупных городах.

Но это запрещение породило другую проблему. Ночной шум от движения транспорта по улицам Рима был сущим бедствием. Ювенал писал, что спокойно спать в городе может только богатый. Проблема ночного отдыха была социальной проблемой, ибо представители верхушки римского общества жили в особняках, надежно защищенных от городского шума садами. Совсем иное дело обитатели обычных домов — инсул, не имеющие никакой защиты от городского шума. Проблема городского движения так и осталась нерешенной до самого конца Римской империи.

Во вновь основанных городах кварталы имели обычно прямоугольную или квадратную форму, в старых городских центрах их форма могла быть самой различной. Иногда в одном и том же городе сочетались оба вида кварталов. Так, в Помпеях старый городской центр с его хаотической застройкой и бессистемной разбивкой улиц соседствовал с новой северной частью, где строгая симметрия улиц породила единообразные, прямоугольные в плане кварталы. Иное дело город Тимгад: основная часть его территории разбита согласно обычным римским принципам, а к ней с запада и юга примыкают стихийно возникшие городские кварталы, лишенные какой-либо регулярности (рис. 10).

10. Тимгад. Аэрофотосъемка, план города: а — форум; б — Капитолий; в — рынок; г — театр; д — библиотека; е — малые термы; ж — южные термы

Размеры кварталов в новых городах могли быть различны, но почти все они были кратны древнеримской мере площади — югеру *. В Помпеях кварталы северной части равны 2 югерам, в Лукках — 8 югерам и т.д. Внутриквартальная застройка могла быть самой различной, но преобладающих типов жилищ в больших городах было два: особняк, занимавший часто целый блок, и многоэтажный доходный дом. Последние имели 3—6 этажей, достигая высоты 20 м. В сочетании с узкими улицами подобная высота зданий превращала их в глубокие темные ущелья, недоступные свету солнца.

* Римский югер равен 120x240 футов (36X72м). Первоначально югер был сельскохозяйственной единицей измерения — эта мера той площади, которую крестьянин с парой волов может вспахать за день.

В античных городах не было деления на промышленную и жилую зоны. Специализация кварталов и районов города имела иной характер — либо социальный, либо профессиональный. Так, в Риме начиная с I в. н.э. четко выделяются две части города: холмы с их здоровым микроклиматом, занятые в основном особняками, и низины — сырые, заливаемые водой, нездоровые районы обитания социальных низов.

Благодаря многочисленным указаниям античных писателей можно представить себе характер районов Рима. Так, Священная дорога (улица, соединявшая район форумов с Палатином) была занята ювелирами и торговцами драгоценностями. В районе Велабра (ложбина между Капитолием и Палатином) находилась основная масса лавок, торговавших съестными припасами. Аргилет (улица к юго-востоку от форумов) на большом протяжении был занят книжными лавками. Дурной славой пользовалась Субура (долина между Оппием и Виминалом), где было множество мелких лавочек, кабачков и других увеселительных заведений сомнительной репутации.

Центром римского города, а также любого старого города, получившего римские муниципальные права, являлся форум.

Форум организовывал архитектурное пространство города, ибо туда обращены основные магистрали, место входа которых на форум отмечается видимыми издалека монументальными воротами или триумфальными арками.

Античные архитекторы, в частности Витрувий, считали, что «величину форумов следует сообразовывать с количеством людей: площадь не должна быть мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства».

В таких крупных городах, как Рим, место одного форума занимала целая система, и здесь уже не могло быть речи об уюте форума, свойственном небольшому городку типа Помпей.

Важными элементами, определяющими эстетическую ценность городского пейзажа, были зелень и вода. Воде как средству украшения города придавалось очень большое значение. Фонтаны, большие открытые водоемы, множество водонапорных колонок украшали и оживляли город. В то же время задача озеленения города, за исключением редких случаев, никогда не была решена. Только в немногих западных городах империи зелень украшала городской пейзаж.

В большинстве крупных городов на улицах не было никаких насаждений. Существовало лишь несколько общественных парков или парков при богатых особняках. Так, в Риме пояс садов и парков на окраинах города принадлежал императорам и стал доступен жителям только после переезда двора в Константинополь. До этого главным общедоступным парком Рима было Марсово поле.

Отсутствие зелени, подчеркивало монотонность и однообразие жилых кварталов города.

Украшали города многочисленные храмы, триумфальные арки и статуи. Так, например, в Риме IV в. н.э. были 36 триумфальных арок, 22 конные статуи, 80 золотых статуй, 74 статуи из слоновой кости и огромное число статуй из бронзы и мрамора.

На любом перекрестке обязательно стояла часовня в честь божеств-покровителей и гения императора.

Стены, обычно окружавшие римский город, создавали четкую границу между собственно городом и его пригородами. Развитые пригороды не были характерны для городских центров эпохи империи. Даже в Риме пояс застроенных пригородов представлял собой полосу шириной всего 200—650 м. Только вокруг городов-лагерей постоянно встречаются торгово-ремесленные пригороды. Обычно же в районах за пределами городских стен отсутствует сплошная застройка. Там располагаются загородные виллы богачей, сады, парки.

Другими элементами, создающими облик пригорода, являются некоторые ремесленные мастерские (например, опасные в пожарном отношении керамические и кирпично-обжигательные) , небольшие придорожные лавки и гостиницы. Иногда за пределы городских стен выносятся некоторые общественные сооружения, в частности цирки, для которых требуются большие площади свободной земли (цирки Калигулы и Максенция в Риме, цирк в Арелате, совр. Арле и др.) В Риме вне города находился лагерь преторианцев. Обширные территории занимали некрополи.

Иногда в силу определенных причин пригороды развиваются в особые густонаселенные районы, имеющие специфический характер. Так, в Арелате вне пределов города, на другом берегу реки, возник обширный торговый район. За южными стенами Тимгада вырос район, населенный христианами, имевший свой особый центр — церковь.

Пригороды характеризуются обычно хаотичной застройкой, вытянутостью вдоль дорог, более низким, чем в городе, уровнем благоустройства и санитарии.

Иногда пригороды оказывались включенными в территорию, защищаемую городскими стенами. В ряде западных городов при их основании стены были построены с расчетом на дальнейший рост города. В таких случаях сплошная застройка занимала только часть городской территории и районы вдоль стен обычно бывали заняты садами и виллами местной знати.

В первые века существования империи города постоянно росли, они развивались за счет включения и освоения территорий пригородов. Иногда при этом частично изменялся и городской пейзаж. Так, в Нарбонне в состав городских территорий были включены и загородные виллы богатых горожан, что придало особый, полусельский облик окраинным районам. С III в. доминирующим является противоположный процесс: в результате кризиса империи, сопровождаемого варварскими нашествиями, города уменьшаются в размерах и пригороды занимают территории, ранее бывшие городскими.

В систему инженерного обеспечения римского города входили прежде всего водоснабжение и канализация. Снабжению водой римских городов уделялось огромное внимание. К Риму воду подводили 11 акведуков, существовали они и во многих других городах. Обеспеченность водой считалась важнейшим признаком благоустройства города. Так, в Риме на душу населения приходилось в день от 600 до 900 л воды. Система водоснабжения состояла из устройства для сбора воды, акведука, водоотстойника и распределительного устройства и системы подвода воды к общественным резервуарам и отдельным домам. Распределение воды находилось под строгим контролем, в частности в Риме разрешение на самостоятельный подвод воды к зданию давалось лично императором.

Канализация имела своей главной целью отвод дождевых вод. Она существовала во многих римских городах. Дождевая вода принималась подземными стоками, которые выводили ее за пределы города. С системой канализации были связаны и общественные уборные, которые имелись во всех римских городах.

Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Градостроительство Римской республики | Архитектура Древнего Рима | История античной архитектуры

Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства — Риме (рис. 7).

7. Рим. План города

В древнейшую пору (VIII—VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8X3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилине. В V—III вв. Рим представлял собой город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, лишь к 296 г. до н.э. замощенных булыжником. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Хотя законодательство V в. до н.э. предусматривало обязательные интервалы между домами, город периодически страдал от пожаров. Большой ущерб приносили также постоянные паводки Тибра. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды — Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.

8. Рим. Сервиева стена. 378—352 гг. до н.э. Фрагменты

Взятие и разорение галлами Рима в начале IV в. до н.э. со всей остротой показало необходимость постройки мощных оборонительных укреплений. В 378—352 гг. была возведена так называемая Сервиева стена, долго ошибочно относимая к эпохе царя Сервия Туллия (рис. 8). Стена периметром в 11 км охватывала территорию в 426 га. Уцелели ее остатки на Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине и Авентине. Строители Сервиевой стены сочетали италийские и греческие приемы фортификации: италийский земляной вал и каменный пояс стен греческих полисов. Вал, доведенный здесь до 30—40 м толщины, был расположен между высокой передней и более низкой задней стенами. Высота и объем вала уменьшались на некоторых участках, соответствуя повышению рельефа местности, и сходили на нет в самых крутых точках. Так, у Капитолия стена прерывалась, поскольку могучие субструкции площадки храма Юпитера вместе с его подием над ними завершали крутой скалистый склон, делая его недоступным. Глубокий ров перед стеной увеличивал ее неприступность. Стена была выполнена в «нормальной» кладке насухо из чередующихся ложковых и тычковых рядов туфовых блоков. Величина блоков, различная в разных местах, в среднем колеблется от 30 X 30 X 60 до 60 X 60 X 120 см.

Имеющиеся клинчатые арки над площадкой для установки катапульт (на Авентине и Квиринале) устроены значительно позже (II—I вв. до н.э.).

Участок стены на Авентине, построенный в последнюю очередь (в 217—87 гг. до н.э.) и наиболее тщательно, дает представление о былой грандиозности целого. Монументальная Сервиева стена явилась одним из крупнейших достижений фортификации античного мира.

В V в. до н э. на юге Италии в Великой Греции и на севере в Этрурии уже существовали города с регулярной планировкой. Гипподамова система широко распространилась в греческих полисах Италии — от распланированной самим Гипподамом афинской колонии Фурий до Посейдонии и Неаполя. Прямоугольная планировка некоторых этрусских городов, возможно, также была заимствована у греков. Но ни у греков, ни, как показали исследования последних лет, у этрусков равномерная разбивка городских территорий на кварталы еще не сопровождалась четким выделением двух главных взаимно перпендикулярных магистралей. Такое выделение впервые появилось у римлян как результат формирования их военного лагеря. Народ-завоеватель придавал большое значение правильной организации лагеря, поэтому постепенно был выработан наиболее целесообразный план, ставший типовым и применявшийся римскими легионерами на протяжении всей истории Рима. В планировке лагеря органически присущее римлянам тяготение к строгой рациональности и регулярности, сказавшееся в четкой организации их государственного и военного уклада, нашло классическое по своему лаконизму выражение. Устройство типового римского лагеря подробно описано античным историком Полибием (II в. до н.э.).

К концу дневного перехода римские легионеры разбивали на ровной местности большой прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам выкапывали глубокий ров и насыпали земляной вал. В центре каждой из образовавшихся таким образом стен устраивали ворота. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги — кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов, служившая административным и рёлигиозным центром лагеря. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь и сооружалось помещение для казны.

Палатки отдельных войсковых соединений располагались с соблюдением строго установленных интервалов. Кроме кардо и декумануса лагерь пересекался рядом взаимно перпендикулярных более узких улиц. Таким образом, римский лагерь приобретал рациональную систему плана, слагавшегося из прямоугольных ячеек разных размеров (рис. 9).

9. Схема римского лагеря (по описанию Полибия)

В важнейших опорных пунктах завоеванных территорий вместо временных сооружались постоянные лагеря, которые являлись оплотами римского господства. Они укреплялись каменными стенами и имели казармы вместо палаток и каменные здания для военно-административного аппарата и общественных учреждений. Со временем эти лагеря, связанные прекрасными дорогами с метрополией, становились так же центрами притяжения торговли и ремесел, обрастали снаружи жилой застройкой (дома семей воинов, жилища ремесленников и торговцев) и превращались в ядро вновь возникших городов. Многие города Европы и стран Средиземноморья ведут свое происхождение от римских лагерей. Военный лагерь римлян внес значительный вклад в античное градостроительство.

10. Остия. План города

Первым известным городом нового типа является римская крепость в Остии, построенная в 340—335 гг. до н.э. Она возникла в устье Тибра, у морских ворот Рима, для защиты этой важной стратегической позиции (рис. 10). Первоначально крепость на левом берегу Тибра была сравнительно- невелика (194 X 125,7 м). Она имела прямоугольную сетку кварталов — декуманус шириной в 7,35 м и кардо шириной в 6,9 м; в месте их пересечения находилась городская площадь — форум. Такой характер город сохранял до конца Пунических войн. После разрушения Карфагена и благодаря бурному росту морской торговли Рима начался экономический подъем Остии. Городские стены перестали служить границей застройки, и началось бурное строительство вне их пределов, а сами стены постепенно разрушались. Строительство велось бессистемно, благодаря чему город, возрастая в размерах, одновременно утратил строгую геометричность своего плана. Прямоугольная сетка кварталов сохранилась только в центральной части города. Значительно изменилось и направление основных городских магистралей, которые, выходя за пределы границ старой крепости, следовали на правлению дорог, подходивших к городским воротам. Так, декуманус, на северо-востоке строго следовавший прежнему направлению, в юго-западной его части круто поворачивал на юг. В месте поворота от него на северо-запад отходила улица (совр. виа делла Фоче). Таким образом, практически получалось, что основная городская магистраль запад — восток на границе старого города раздваивалась и, идя под острыми углами к старому направлению, уводила одна — к морю, другая — к реке. Так же резко менялось направление кардо, которая от старых городских ворот круто поворачивала в направлении на юго-восток. Подобная нерегулярность повторялась и в остальных улицах, благодаря чему городские кварталы приобретали самую разнообразную форму. Эти улицы в большинстве случаев были довольно узкими, преобладающим типом здания были одноэтажные, редко двухэтажные здания. Дома господствующего слоя населения группировались вокруг форума. Храмов было немного, и они были скромными. В I в. до н.э. была возведена новая городская стена, которая стабилизировала размеры городской площади. Город получил в плане форму трапеции, основанием обращенной к реке.

Ограничение размеров городской площади вместе с ростом экономического значения Остии как главного морского порта Рима привело к значительному изменению облика города в императорское время.

Кроме Остии в период республики возник еще ряд городов с регулярной планировкой — Минтурно (начало III в. до н.э.), Пирги (середина III в. до н.э.) и др. В некоторых городах насчитывалось несколько кардо и декуманусов (например, в Геркулануме, рис. 11).

11. Геркуланум. План города

Особое место в градостроительстве республики занимают Помпеи, так как город, засыпанный вулканическим пеплом 24 августа 79 г. н.э., прекрасно сохранился и дает исключительно полное представление не только о планировке и архитекуре, но и о многих сторонах жизни и быта его жителей.

Помпеи были основаны в VI в. до н.э. греками. За несколько веков своей истории город неоднократно переходил из рук в руки, пока в конце I в. до н.э. не стал римским городом, получившим права колонии, куда было вселено довольно значительное число римских поселенцев. Долгая история города наложила свой отпечаток и на его архитектурный облик, для которого характерно смешение греческих и римских черт. Древнейшая часть города (юго-западная), примыкающая к форуму, сохранила первоначальную планировку с ее узкими кривыми улицами и кварталами неправильной формы (рис. 12). Другие районы носят более упорядоченный характер, хотя в целом город лишен строгой регулярности. Так, если новый район к юго-западу от Везуванских ворот состоит из сетки прямоугольных кварталов, то регулярность кварталов к востоку от Стабианской улицы весьма своеобразна — они имеют ромбовидную форму.

12. Помпеи. Панорама города, улицы в древней части, план города: а — форум; б — Треугольный форум; в — Большой и Малый театры; г — Стабианские термы; д — амфитеатр; е — дом Веттиев; ж — дом Фавна

В Помпеях основу планировки города образуют два декумануса (улицы Стабианская и Меркурия) и два кардо (улицы Изобилия и Ноланская). Очертания плана неправильны, отвечают поверхности лавового плато, занимающего площадь между склонами Везувия и морем. Над городом и Неаполитанским заливом царила огромная живописная вершина Везувия. На нее направлены две важнейшие городские магистрали — улицы Стабианская и Меркурия. На Везувий ориентирована и вытянутая площадь форума, и продольная ось амфитеатра, и храм Аполлона. Благодаря этому живописный зеленый конус горы, четко вырисовывающейся на фоне ярко-голубого неба, присутствует в каждой городской перспективе, облегчая ориентировку.

Римские колонисты внесли новые черты в характер Помпей. Ярче всего они проявились в районе форума, ибо город, имевший римское муниципальное устройство, должен был иметь и отвечающий ему общественный центр. Форум Помпей располагался, в отличие от новых городов, не в центре городской застройки, а в юго-западном секторе города.

Разработанные в период республики принципы регулярной планировки военного лагеря и центра италийского города легли в основу градостроительства империи.

antique.totalarch.com

Градостроительство Римской республики | История архитектуры

В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства — Риме (рис. 7).

7. Рим. План города

В древнейшую пору (VIII—VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8X3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилине. В V—III вв. Рим представлял собой город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, лишь к 296 г. до н.э. замощенных булыжником. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Хотя законодательство V в. до н.э. предусматривало обязательные интервалы между домами, город периодически страдал от пожаров. Большой ущерб приносили также постоянные паводки Тибра. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды — Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.

8. Рим. Сервиева стена. 378—352 гг. до н.э. Фрагменты

Взятие и разорение галлами Рима в начале IV в. до н.э. со всей остротой показало необходимость постройки мощных оборонительных укреплений. В 378—352 гг. была возведена так называемая Сервиева стена, долго ошибочно относимая к эпохе царя Сервия Туллия (рис. 8). Стена периметром в 11 км охватывала территорию в 426 га. Уцелели ее остатки на Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине и Авентине. Строители Сервиевой стены сочетали италийские и греческие приемы фортификации: италийский земляной вал и каменный пояс стен греческих полисов. Вал, доведенный здесь до 30—40 м толщины, был расположен между высокой передней и более низкой задней стенами. Высота и объем вала уменьшались на некоторых участках, соответствуя повышению рельефа местности, и сходили на нет в самых крутых точках. Так, у Капитолия стена прерывалась, поскольку могучие субструкции площадки храма Юпитера вместе с его подием над ними завершали крутой скалистый склон, делая его недоступным. Глубокий ров перед стеной увеличивал ее неприступность. Стена была выполнена в «нормальной» кладке насухо из чередующихся ложковых и тычковых рядов туфовых блоков. Величина блоков, различная в разных местах, в среднем колеблется от 30 X 30 X 60 до 60 X 60 X 120 см.

Имеющиеся клинчатые арки над площадкой для установки катапульт (на Авентине и Квиринале) устроены значительно позже (II—I вв. до н.э.).

Участок стены на Авентине, построенный в последнюю очередь (в 217—87 гг. до н.э.) и наиболее тщательно, дает представление о былой грандиозности целого. Монументальная Сервиева стена явилась одним из крупнейших достижений фортификации античного мира.

В V в. до н э. на юге Италии в Великой Греции и на севере в Этрурии уже существовали города с регулярной планировкой. Гипподамова система широко распространилась в греческих полисах Италии — от распланированной самим Гипподамом афинской колонии Фурий до Посейдонии и Неаполя. Прямоугольная планировка некоторых этрусских городов, возможно, также была заимствована у греков. Но ни у греков, ни, как показали исследования последних лет, у этрусков равномерная разбивка городских территорий на кварталы еще не сопровождалась четким выделением двух главных взаимно перпендикулярных магистралей. Такое выделение впервые появилось у римлян как результат формирования их военного лагеря. Народ-завоеватель придавал большое значение правильной организации лагеря, поэтому постепенно был выработан наиболее целесообразный план, ставший типовым и применявшийся римскими легионерами на протяжении всей истории Рима. В планировке лагеря органически присущее римлянам тяготение к строгой рациональности и регулярности, сказавшееся в четкой организации их государственного и военного уклада, нашло классическое по своему лаконизму выражение. Устройство типового римского лагеря подробно описано античным историком Полибием (II в. до н.э.).

К концу дневного перехода римские легионеры разбивали на ровной местности большой прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам выкапывали глубокий ров и насыпали земляной вал. В центре каждой из образовавшихся таким образом стен устраивали ворота. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги — кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов, служившая административным и рёлигиозным центром лагеря. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь и сооружалось помещение для казны.

Палатки отдельных войсковых соединений располагались с соблюдением строго установленных интервалов. Кроме кардо и декумануса лагерь пересекался рядом взаимно перпендикулярных более узких улиц. Таким образом, римский лагерь приобретал рациональную систему плана, слагавшегося из прямоугольных ячеек разных размеров (рис. 9).

9. Схема римского лагеря (по описанию Полибия)

В важнейших опорных пунктах завоеванных территорий вместо временных сооружались постоянные лагеря, которые являлись оплотами римского господства. Они укреплялись каменными стенами и имели казармы вместо палаток и каменные здания для военно-административного аппарата и общественных учреждений. Со временем эти лагеря, связанные прекрасными дорогами с метрополией, становились так же центрами притяжения торговли и ремесел, обрастали снаружи жилой застройкой (дома семей воинов, жилища ремесленников и торговцев) и превращались в ядро вновь возникших городов. Многие города Европы и стран Средиземноморья ведут свое происхождение от римских лагерей. Военный лагерь римлян внес значительный вклад в античное градостроительство.

10. Остия. План города

Первым известным городом нового типа является римская крепость в Остии, построенная в 340—335 гг. до н.э. Она возникла в устье Тибра, у морских ворот Рима, для защиты этой важной стратегической позиции (рис. 10). Первоначально крепость на левом берегу Тибра была сравнительно- невелика (194 X 125,7 м). Она имела прямоугольную сетку кварталов — декуманус шириной в 7,35 м и кардо шириной в 6,9 м; в месте их пересечения находилась городская площадь — форум. Такой характер город сохранял до конца Пунических войн. После разрушения Карфагена и благодаря бурному росту морской торговли Рима начался экономический подъем Остии. Городские стены перестали служить границей застройки, и началось бурное строительство вне их пределов, а сами стены постепенно разрушались. Строительство велось бессистемно, благодаря чему город, возрастая в размерах, одновременно утратил строгую геометричность своего плана. Прямоугольная сетка кварталов сохранилась только в центральной части города. Значительно изменилось и направление основных городских магистралей, которые, выходя за пределы границ старой крепости, следовали на правлению дорог, подходивших к городским воротам. Так, декуманус, на северо-востоке строго следовавший прежнему направлению, в юго-западной его части круто поворачивал на юг. В месте поворота от него на северо-запад отходила улица (совр. виа делла Фоче). Таким образом, практически получалось, что основная городская магистраль запад — восток на границе старого города раздваивалась и, идя под острыми углами к старому направлению, уводила одна — к морю, другая — к реке. Так же резко менялось направление кардо, которая от старых городских ворот круто поворачивала в направлении на юго-восток. Подобная нерегулярность повторялась и в остальных улицах, благодаря чему городские кварталы приобретали самую разнообразную форму. Эти улицы в большинстве случаев были довольно узкими, преобладающим типом здания были одноэтажные, редко двухэтажные здания. Дома господствующего слоя населения группировались вокруг форума. Храмов было немного, и они были скромными. В I в. до н.э. была возведена новая городская стена, которая стабилизировала размеры городской площади. Город получил в плане форму трапеции, основанием обращенной к реке.

Ограничение размеров городской площади вместе с ростом экономического значения Остии как главного морского порта Рима привело к значительному изменению облика города в императорское время.

Кроме Остии в период республики возник еще ряд городов с регулярной планировкой — Минтурно (начало III в. до н.э.), Пирги (середина III в. до н.э.) и др. В некоторых городах насчитывалось несколько кардо и декуманусов (например, в Геркулануме, рис. 11).

11. Геркуланум. План города

Особое место в градостроительстве республики занимают Помпеи, так как город, засыпанный вулканическим пеплом 24 августа 79 г. н.э., прекрасно сохранился и дает исключительно полное представление не только о планировке и архитекуре, но и о многих сторонах жизни и быта его жителей.

Помпеи были основаны в VI в. до н.э. греками. За несколько веков своей истории город неоднократно переходил из рук в руки, пока в конце I в. до н.э. не стал римским городом, получившим права колонии, куда было вселено довольно значительное число римских поселенцев. Долгая история города наложила свой отпечаток и на его архитектурный облик, для которого характерно смешение греческих и римских черт. Древнейшая часть города (юго-западная), примыкающая к форуму, сохранила первоначальную планировку с ее узкими кривыми улицами и кварталами неправильной формы (рис. 12). Другие районы носят более упорядоченный характер, хотя в целом город лишен строгой регулярности. Так, если новый район к юго-западу от Везуванских ворот состоит из сетки прямоугольных кварталов, то регулярность кварталов к востоку от Стабианской улицы весьма своеобразна — они имеют ромбовидную форму.

12. Помпеи. Панорама города, улицы в древней части, план города: а — форум; б — Треугольный форум; в — Большой и Малый театры; г — Стабианские термы; д — амфитеатр; е — дом Веттиев; ж — дом Фавна

В Помпеях основу планировки города образуют два декумануса (улицы Стабианская и Меркурия) и два кардо (улицы Изобилия и Ноланская). Очертания плана неправильны, отвечают поверхности лавового плато, занимающего площадь между склонами Везувия и морем. Над городом и Неаполитанским заливом царила огромная живописная вершина Везувия. На нее направлены две важнейшие городские магистрали — улицы Стабианская и Меркурия. На Везувий ориентирована и вытянутая площадь форума, и продольная ось амфитеатра, и храм Аполлона. Благодаря этому живописный зеленый конус горы, четко вырисовывающейся на фоне ярко-голубого неба, присутствует в каждой городской перспективе, облегчая ориентировку.

Римские колонисты внесли новые черты в характер Помпей. Ярче всего они проявились в районе форума, ибо город, имевший римское муниципальное устройство, должен был иметь и отвечающий ему общественный центр. Форум Помпей располагался, в отличие от новых городов, не в центре городской застройки, а в юго-западном секторе города.

Разработанные в период республики принципы регулярной планировки военного лагеря и центра италийского города легли в основу градостроительства империи.

Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Градостроительство Древнего Рима

Введение.

Основные этапы развития:

752-510 гг. до н.э. – Царский период

- античный полис с олигархической системой управления

- главенство в Лации

- структурная основа столицы.

510-31 гг. до н.э. – Республиканский период

- новая система управления – сенат

- начало экспансии в Восточное Средиземноморье

- начало системы магистральных сухопутных дорог Великого Рима

- появление системы правил строительства городов на основе военного лагеря

- инженерное благоустройство Рима

- исчезает греческое влияние в искусстве, науке, культуре.

1 в. до н.э. – 476 г. н.э. – Императорский период

- «золотой век» Октавиана Августа

- территориальное расширение империи

- «Десять книг об архитектуре» Марка Витрувия Поллиона

- административное и юридическое законодательство в градостроительстве

- развитие инсулы, римской виллы, расписного фасада

- появление христианства

- превращение буколического Рима во Всемирный город

- системный кризис со второй половины II в. н.э.

- разделение в IV в. на Западную (столица Рим) и Восточную (стол. Константинополь) империи

- низложение Ромула Августула в 476 г. н.э.

Началом истории Древнего Рима принято считать появление в италийском районе Лации города Рима (латинское Roma). Согласно раскопкам до появления Рима на Палатине, а также на соседних холмах (особенно на Эсквилине, Квиринале и Виминале) находились поселения латинян и сабинян X–IX вв. до РХ.

Рим возник на холме Палатин (позже Палаций) в нижнем течении реки Тибр в 25 км от устья. Город Рим был основан Ромулом в 753 г. до РХ (так называемый «Квадратный Рим»). Несколько позже к территории города были присоединены холмы Эсквилин, Капитолий, Целий, Квиринал, Виминал. В результате передачи плебеям для поселения холма Авентин в 456 г. до РХ был образован город на семи холмах (Septimontium). Ядро населения Рима составили латиняне и сабиняне при первоначально культурном и политическом господстве греков и этрусков. Изначально у них был родовой строй с разделением на роды, курии (объединение родов), трибы (племена). Развитие древнеримского государства насчитывает три основных этапа развития (Царский период, республиканский и императорский периоды).

Царский период (752–510 гг. до РХ). В этот период известны семь царей, начиная с легендарного Ромула (Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый – последние три царя были этрусской династии). Цари были главнокомандующими, верховными жрецами и законодателями. Им помогал сенат. При них Рим превратился в античный полис с олигархической системой управления и достиг главенствующего положения в Лации. В VI в. до РХ (Сервий Туллий) было проведено деление военно–способных горожан на пять классов по имущественному цензу, а плебеи[1] были включены в состав римского народа. В этот период появились основные районы города, были выстроены новые городские стены, появились первые радиальные дороги, связывающие Рим с побережьем и окрестными населенными пунктами. Капитолийский холм стал главной внутренней крепостью Рима. В 510 г. до РХ римляне изгнали последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и образовали Республику.

Республиканский период (510 – 31 гг. до РХ). В этот период возникла новая система управления. Государством управляли магистраты, высшим законодательным органом которых был сенат. Исполнительная власть сосредоточилась в руках ежегодно избираемых двух консулов. Постепенно сложилась структура римского общества, которая получила развитое писаное законодательство, оказавшее заметное влияние на развитие законодательства в последующие века (вплоть до современности) в европейской и общемировой демократии. Рим подчинил себе всю Италию и начал экспансию в восточное Средиземноморье. В этот период начала складываться система магистральных сухопутных дорог Великого Рима, появились землемеры, определилась система и правила строительства новых городов, которые основывались на строительстве военных городков для римского войска. В самом Риме велись большие работы по инженерному благоустройству города, был построен большой закрытый сточный канал, т.н. клоака Максима. В этот же период происходит вначале активное заимствование древнегреческого градостроительства, архитектуры и искусства, а затем его избирательное использование и переосмысление. Труды греческих ученых и деятелей культуры и искусства получают большое распространение в Риме. Многие греческие профессионалы начинают работать в Риме и на Рим. В конце II века до РХ уже под римским влиянием начинается завершение многих греческих ансамблей. Возникает два направления во всей римской культуре: привилегированное, официальное и общее, которое становится все более утонченным, ввиду возрастания обшей эстетизации личной жизни. Территориальное разрастание Римского государства все чаще ведет к кризисным ситуациям, в которые втягиваются не только аристократические, но и низшие слои общества. Чрезвычайные полномочия Помпея и диктатура Цезаря не могут справиться с ситуацией. С гибелью Цезаря власть сосредотачивается в руках Октавиана.

3. Императорский период (31 г. до РХ – 476 г. после РХ). После того как Октавиан победил Антония и Клеопатру, он стал единоличным правителем Рима и первым римским императором. Рим стал вести все более активную внешнюю политику и к началу II века при императоре Трояне достиг максимального территориального расширения. В начале императорского периода, особенно во времена правления Октавиана Августа, римская культура активно развивалась. Иногда этот период называют «золотым веком». В этот период буколический[2] Рим превращается во Всемирный город с населением больше 1 млн. человек. Другие города Римской империи были значительно меньше по размеру, но их общее число достигло нескольких десятков тысяч. Типология городов стала более разнообразной. В градостроительстве начинают действовать разнообразные административные и юридические правила и законы. Происходит достаточно жесткая унификация планировки и застройки городов (регламентируется ширина улиц, высота застройки, типы благоустройства городов и т.д.). В этот период был написан знаменитый теоретический труд Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре». Городские ансамбли получают композиционную четкость, законченность и выразительность, присущую только римской архитектуре. Своеобразие римского искусства, основанное на функциональном мышлении, положенном в основу любого художественного образа начинает давать блестящие результаты. Использование греческого и италийского искусства пространственных иллюзий приводит к изобретению римлянами расписного фасада, этрусский дом с атриумом и греческий дом с перистилем вытесняются римской виллой, в которой изысканным образом сочетается архитектура, скульптура, живопись и садовое искусство. В I веке возникает новое религиозное учение, принципиально отличающееся от официального пантеона богов Рима – христианство.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 174; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org


Смотрите также