Автономка что такое


Автономные обогреватели: Тепло и сухо

12 февраля 2010 года

Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности — в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

Деньги в трубу

На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины — гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности — как минимум 14 КВт из 15 развиваемых — в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум — до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно — даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток — высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом — нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело — воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы — никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители — даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт — всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя — немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков — многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» — в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики — все поголовно — спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист — в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон — лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…

4-киловаттный отопитель Wind III от чешской фирмы Brano выполнен в легком пластиковом корпусе, граненая форма облегчает монтаж на стенке кабины. Выхлопные газы выводит гофрированный металлорукав 4-киловаттный отопитель Wind III от чешской фирмы Brano выполнен в легком пластиковом корпусе, граненая форма облегчает монтаж на стенке кабины. Выхлопные газы выводит гофрированный металлорукав А его младший братец Breeze III отдает 2 КВт. И тоже может управ- ляться таймером, и даже с телефонаА его младший братец Breeze III отдает 2 КВт. И тоже может управ- ляться таймером, и даже с телефонаТопливный насос отопителей, как правило, выполнен в отдельном корпусе — его ставят в разрезе резинового шлангаТопливный насос отопителей, как правило, выполнен в отдельном корпусе — его ставят в разрезе резинового шланга Шадринский «воздушник» последнего поколения — 2-киловаттный О2.8106010Шадринский «воздушник» последнего поколения — 2-киловаттный О2.81060108-киловаттный «О-восьмой» производства ШААЗ пришел на смену прежнему О65 и тоже предназначен для автобусов8-киловаттный «О-восьмой» производства ШААЗ пришел на смену прежнему О65 и тоже предназначен для автобусов

Все гениальное просто

«Прамотроник» из Ржева оснащен цельнолитым алюминиевым теплообменником с полыми ребрами«Прамотроник» из Ржева оснащен цельнолитым алюминиевым теплообменником с полыми ребрами

Итак, рассмотрим подробно устройство «воздушника». Принцип работы у изделий разных производителей один и тот же — топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозировано, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Последний представляет собой жаропрочное тело с достаточно большой площадью поверхности — обычно это пакет проволочных сеток из тугоплавкой «нержвавейки». Перед испарителем установлена электрическая свеча накаливания с керамическим стержнем (открытые спирали ушли в прошлое). Воздух в камеру сгорания подает нагнетатель, приводимый валом электродвигателя, там же, у входного, холодного торца отопителя, находится электронный блок управления — его микросхемам перегрев не грозит. Ребра на наружной поверхности теплообменника, куда поступают раскаленные газы из камеры сгорания, обдуваются воздухом из кабины — его гонит вентилятор, закрепленый на валу электродвигателя позади крыльчатки нагнетателя. К пульту управления, установленному на панели приборов, от блока проложен жгут проводов, а поскольку канал связи на современных агрегатах обычно цифровой, хватает всего трех жил: «плюса», «минуса» и сигнальной. Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя — в зависимости от выбранного процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. За поддержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой — выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термо-выключатель) — страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива.

Ржевский пульт управления с зумме- ром, если что не так — разбудитРжевский пульт управления с зумме- ром, если что не так — разбудитВ комплекте к ржевскому отопителю идет отдельный топливный бачокВ комплекте к ржевскому отопителю идет отдельный топливный бачок

При включении отопителя процессор диагностирует все системы и запускает программу. Напряжение на свече накаливания плавно повышается, затем в камеру сгорания подается топливо и воздух, начинается процесс горения, контролируемый блоком управления по сигналам встроенного в теплообменник датчика пламени. Когда горение стабилизируется, свеча отключается, и в дальнейшем пламя поддерживается непрерывной подачей топлива. Если по каким-либо причинам розжиг не произошел — например, из-за загустения летнего дизтоплива в мороз, весь цикл автоматически повторяется. После двух неудачных попыток отопитель автоматически выключается, на пульте управления загорается индикатор, и по команде процессора нагнетатель в течении нескольких минут продувает камеру сгорания. После чего можно вновь повторить попытку розжига. Впрочем, если топливо соответствует сезону, то такие нештатные ситуации на современном, проходящем регулярную чистку от нагара, отопителе крайне редки, и после розжига блок управления поддерживает горение на максимальном режиме, сравнивая значение температуры, заданной водителем на пульте управления с температурой воздуха в кабине. Если последняя ниже заданной, отопитель продолжает работать на «полном газу», а когда она достигнет желаемой, подача топлива снижается. Бывает, что в кабине становится даже жарче, чем требуется — тогда процессор дает топливному насосу передохнуть, а нагнетателю приказывает продуть камеру сгорания свежим воздухом. Когда температура упадет, например на 2 градуса ниже заданной регулятором, — поступает цифровая команда: «Махмуд! Зажигай!», и процедура разогрева свечи с последующей подачей топлива возбуждается по вышеописанному сценарию. Как видим, заявляемая автономность воздушных отопителей всех, без исключения, фирм весьма условна, поскольку любой такой агрегат жестко привязан к аккумулятору автомобиля, и смерть батареи вдали от населенных пунктов чревата смертью и водителя. Тем не менее, конструкторы не спешат создавать полностью независимые «фены», хотя, на первый взгляд, технических препятствий к этому нет. Действительно, что там какие-то 40 ватт, потребляемых от батареи, если при сгорании топлива выделяются избыточные 2 киловатта? Почему нельзя вращать вал потоком горючих газов, зачем «фену», вообще, нужен электродвигатель? А термопара вполне потянет и топливный насос, и электронику. Поджиг — пиропатроном. И никакого аккумулятора не надо. Увы, не все так просто. Отдаленное сходство «воздушника» с газотурбинным двигателем ничего не значит, и, заставив пламя не только греть, но и вращать,мы наживем практически нерешаемую проблему шума. То есть, спать придется под реактивный вой. Не говоря уже про неизбежные сложности с отбором тепла от отработавших газов, ведь «печка», поедающая топливо, как самолет, никому не нужна. Да и по уровню техники турбина и фен, мягко говоря, отличаются — отопитель кабины тысяч эдак за двадцать (евро) вряд ли найдет спрос. Так что, в обозримом будущем полностью автономных «воздушников» ждать не приходится.

Литой алюминиевый теплообменник сразу выдает немецую породу, эта технология — самая передоваяЛитой алюминиевый теплообменник сразу выдает немецую породу, эта технология — самая передоваяРазрез отопителя Eberspaecher: электронный блок управления стоит на входе и охлаждается потоком воздуха их кабиныРазрез отопителя Eberspaecher: электронный блок управления стоит на входе и охлаждается потоком воздуха их кабины

Воздушный обогреватель: выбери меня

А теперь об особенностях отопителей конкретных марок. Немецкие «автономки» Webasto и Eberspaeher считают эталонными — многие из технических решений, внедряемые инженерами этих фирм, регулярно появляются на изделиях конкурентов — по лицензиям или без оных. Главная особенность породистых немцев — цельнолитой алюминиевый теплообменник, такая конструкция обеспечивает наилучший КПД агрегата, но требует достаточно высокой культуры производства. Цены отопителей обеих фирм примерно одинаковы — около 29 000 рублей за 2-киловаттный «воздушник» и около 37 000 рублей за 3,5-4-киловаттный. Одно из непринципиальных отличий разных конструкторских школ — в форме испарителя: Webasto располагает его по периметру камеры сгорания, а Eberspeher — на торце. В активе Webasto — бесщеточный электродвигатель, низкошумный вентилятор и камера сгорания с жаростойкой металлокерамической прокладкой. Широкий диапазон допустимых положений позволяет устанавливать отопитель под углом до 90 градусов от горизонта. «Конек» Webasto — удобная диагностика: по сигналам переключателя или таймера, по анализу выхлопных газов или с помощью компьютера. Система самодиагностики отображает неисправности, выдавая один из 15 кодов. Регулятор температуры — одновременно и включатель обогрева. Выносной датчик температуры на кабеле длиной до 5 м — опция. В комплект «Комфорт» входит таймер, включающий отопитель в установленное время. Air Top — так обозначает большинство моделей в своей линейке «воздушников» компания Webasto. Современные модели воздушных отопителей Eberspaecher носят название Airtronic — четырех хватает, чтобы перекрыть диапазон мощностей от 2 до 8 КВт. Среди достоинств — высокий КПД и бесшумный вентилятор с бесступенчатой регулировкой скорости вращения. В списке опции система дистанционного радиоуправления с радиусом действия до 1000 м.

4-киловаттный «Планар-4Д» из Самары оснащен сборным теплообменником: оребренный алюминиевый радиатор состоит из двух половинок4-киловаттный «Планар-4Д» из Самары оснащен сборным теплообменником: оребренный алюминиевый радиатор состоит из двух половинок

Чешская фирма Brano представлена у нас двумя моделями: 2-киловатником Breeze III и вдвое более мощным Wind III. Конструкция теплообменника — как у немцев, то есть алюминиевое литье, а цены привлекательней. Регулировка температуры плавная — от 15 до 30о С, среди опций есть таймер.

«Воздушники» фирмы Mikuni — той самой, что знаменита своими карбюраторами — экзотика на нашем рынке. Конструкция добротна, поскольку базируется на лицензии от Eberspaecher, но отсутствие столь широкой, как у немцев, сети сервисных центров пока сдерживает распространение знаменитых своим японским качеством отопителей.

Двухкиловаттный «воздушник» от WebastoДвухкиловаттный «воздушник» от WebastoWebasto Air Top 3500 отличн подойдет для микроавтобусаWebasto Air Top 3500 отличн подойдет для микроавтобуса

Старейший из отечественных производителей автономных отопителей — ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке», конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем — производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого — был бы заказчик с деньгами. Покупателю же крупносерийного обогревателя остается уповать на квалификацию сварщиков — если теплообменник сделан на совесть, свищей и прочих отверстий, чреватых проникновением угарного газа в кабину, не будет. В производственной линейке ШААЗа остаются 5 моделей «воздушников»традиционной конструкции — мощностью от 2  до 11 КВт, и, кроме того, пошли в серию два новейших агрегата с электронным управлением: 2-х и 8-киловаттный. Но они значительно дороже, например, 02 стоит 16 000 рублей против 10 000 рублей за равный по мощности О15.

Схема отопителя Webasto. Поток воздуха от вентилятора отделен от продуктов горения теплообменником — выхлоп изолирован герметичноСхема отопителя Webasto. Поток воздуха от вентилятора отделен от продуктов горения теплообменником — выхлоп изолирован герметично

На ржевском заводе «Элтра-Термо», напротив, применили самое передовое решение, сделав теплообменник цельнолитым, как у немцев. Более того, алюминиевые ребра в нем полые, то есть, поверхность, нагреваемая изнутри горючими газами, получилась гораздо большей, чем у теплообменников зарубежных ана-логов, что дает хорошие перспективы к повышению КПД. Пока у ржевцев всего одна «воздушная» модель — «Прамотроник-4Д-24». В комплект за 13 000 рублей входит 12-литровый бачок для автономного питания «печки», разбавленной бензином соляркой — в сильный мороз.

Самарский завод «Адверс», поставляющий свои отопители «Планар» на сборку автомобилей КАМАЗ, автокранов и прочей спецтехники, предлагает «воздушники» не только в 24-х, но и в 12-вольтовом исполнении, ведь, например, у американских грузовиков «легковое» напряжение бортсети.

Особенность конструкции — сборный из двух половинок алюминиевый теплообменник. Цена комплекта с 7,5-литровым бачком — 12 500 рублей.Особняком на рынке стоят отопители на газовом топливе — их делает немецкая фирма Truma. Спрос на такие весьма ограниченный, но для старенького бензинового тягача, переоборудованного на пропан-бутан,ничего лучше 2,4-киловаттного агрегата Trumatic E 2400 не придумаешь.

Автономные обогреватели: Тепло и сухоАвтономные обогреватели: Тепло и сухоОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Что такое автономные отопители?

Главная   →  Отопители Webasto

Согреться в холодную погоду, предотвратить проблемы с работоспособностью вашего авто при минусовой температуре поможет автономный отопитель кабины.

Это компактное устройство генерации тепловой энергии и равномерного распределения тепла по салону транспортного средства. Его активизация не зависит от пуска силового узла. Оборудование может работать автономно в режиме стандартной вентиляции или с подсосом воздуха. Пуск механизма обеспечивает предварительно запрограммированный таймер или внешний термостат.

Виды автономных отопительных агрегатов:

  1. Жидкостные – сначала обогревают мотор, потом салон авто.
  2. Воздушные. Поддерживают оптимальную температуру внутреннего пространства авто (салона, кабины грузовых средств передвижения, багажного отсека и пр.), согревают по принципу принудительной циркуляции и нагнетания воздуха.

Любой отопитель салона может работать от источника напряжения в 12–24В, от дизельного топлива, бензина или газа. Есть устройства комбинированного типа, работоспособность которых зависит от питания и одного из видов топлива.

Преимущества автономок:

  1. Универсальность. Автономный отопитель салона поддерживает оптимальный температурный режим в спецтехнике, грузовых, пассажирских и легковых авто.
  2. Независимость некоторых моделей от топливной системы, двигателя и аккумулятора.
  3. Надежность. Автономный отопитель не содержит вращающихся механизмов, электронных деталей, целостность конструкции исключает его случайное повреждение и поломку.
  4. Экономия топлива. Не нужно заводить авто, чтобы согреться. Автономка автоматически обеспечит установленную температуру в салоне любого автомобиля.
  5. Экологическая безопасность. Оборудование характеризуется отсутствием вредных выбросов в атмосферу.

webasto67.ru

Принцип работы автомобильных автономных отопителей салона

На большей территории нашей страны зима – нормальное явление. Очень часто температура опускается гораздо ниже десяти градусов. Когда ее значения оказываются достаточно низкими, возможностей штатного отопителя автомобиля порой не хватает для прогрева салона, особенно если он имеет большие объемы. Да и ночевка при работающем моторе – не самый лучший отдых. Тем более, если она запрещена, как это принято на платных парковках. В таких случаях, автономный отопитель салона, будет лучшим вариантом для разрешения противоречий в сложившейся ситуации.

Чем хорош автономный отопитель салона автомобиля?

Главное его достоинство – возможность применения в любых условиях и автономность. Обычно с обогревом салона, например грузового автомобиля, успешно справляется штатный отопитель. И все выглядит нормально при движении. А вот во время ночевки в зимнее время картина уже не такая радужная.

Если рассматривать грузовики, а обычно на них устанавливают такие автономные отопители салона, то необходимо учесть, что штатные устройства обогрева работают при запущенном двигателе. В случае ночевки на дороге это приводит к неоправданному расходу горючего и уменьшению моторесурса. Кроме того, существуют и другие ситуации, когда автономный отопитель просто необходим.

Речь идет, например, о развозном автомобиле, который движется внутри города с частыми остановками и на короткие расстояния, когда просто не успевает прогреваться в достаточной мере. А у микрофургонов и автобусов мощности штатного отопителя не хватает для прогрева салона. Не говоря уже о том, что на стоянках запрещается ночевать с включенным двигателем.

Какие они бывают, отопители?

Вообще-то существуют две группы, к которым относятся подобные устройства:

Воздушные

Автономный отопитель подобного типа предназначен только для обогрева салона автомобиля. Принцип работы таких устройств сильно напоминает работу фена, когда нагревается поступающий воздух. Как устроен рассматриваемый автономный отопитель, поможет понять приведенный рисунок.

В подобном устройстве осуществляется сгорание топлива (используется либо штатный бак автомобиля, либо устанавливается дополнительный) в специальной камере. Выделяющееся при этом тепло нагревает поступающий воздух, после чего он подается на обогрев салона. Как правило, подобный отопитель устанавливается внутри, при этом приходится прокладывать топливопровод к баку и систему удаления продуктов сгорания.

Один из возможных вариантов размещения показан на нижеприведенном рисунке.

Для управления режимом работы используется регулятор температуры. Подобный отопитель салона может работать очень долго, отличается простотой использования и монтажа, относительно невысокой стоимостью.

Жидкостные

В этом случае ситуация несколько другая. Подобное устройство используется не только как автономный отопитель, но и служит предпусковым подогревателем двигателя автомобиля.

Он располагается под капотом и присоединяется к существующему контуру охлаждения, топливопроводу и электрической сети. Тепло выделяется при сгорании жидкого топлива, от этого охлаждающая жидкость нагревается и прокачивается дополнительным насосом через двигатель. При достижении температуры жидкости заданного значения, включается вентилятор отопителя салона (штатного) и начинает подачу горячего воздуха.

Таким образом, кроме прогрева кабины осуществляется подогрев двигателя, что значительно облегчает его запуск при холоде и экономит ресурс. Рассмотренные типы обогревателей не охватывают всего существующего их многообразия. Есть и другие разновидности, разработаны различные варианты крепления и расположения подобных устройств на автомобиле, но независимо от источника энергии и вариантов монтажа, здесь рассмотрены два основных принципа их работы.

Оцените полезность статьи!

znanieavto.ru

Как работает автономное отопление на фуре?

Наибольшее распространение получили четыре вида энергоносителя для системы независимого отопления: газ, бензин, дизель, электрическое напряжение. Имеются также комбинированные версии.

В плане рабочей среды автономные отопители разделяют на воздушные и жидкостные.

Первый вариант работает по аналогии с феном, забираемый воздух проходит через нагревательный элемент, после чего обогревает нуждающееся в этом пространство. Жидкостный отопитель в первую очередь обогревает двигатель, а только потом – салон транспортного средства.

Бензиновый и дизельный автономный отопитель (вебаста) представляет собой систему коаксиальных труб, где каждая из последующих труб находится внутри другой. Воздух, поступающий с улицы по одной труб, нагревается, а вторая используется для отработанных газов. Это помогает сохранить воздух в кабине не выжигая нужный для человеческого организма кислород.

Газовая система автономного отопления салона фуры работает на наиболее дешёвом в нашей стране топливе, то есть, может считаться самой экономичной по повседневным затратам. Сжиженное топливо позволяет использовать достаточно простую технологию изготовления, гарантировать высокую степень безопасности и надёжности при работе. Тепло внутри автомобильной кабины появляется из-за нагрева и последующей конвекции воздушной среды естественным путём.

Как работает авто подогреватель Webasto?

Автономные отопители для фуры работают на постоянном напряжении, поступающем от аккумулятора, либо вырабатываемого генератором автомобиля во время работы двигателя, что позволит существенно экономить энергетические затраты, но не гарантирует стопроцентной автономии. В отличие от ранее применяемых в этой сфере спиралей сегодня всё чаще встречаются керамические нагреватели, что позволяет сохранять необходимые для дыхания водителя газы в салоне без пересушивания воздуха.

Система автономного отопления для водителя-дальнобойщика является незаменимым помощником на любом рейсе, особенно учитывая климатические особенности нашей страны. Ведь даже если автомобиль заглохнет и остановится из-за снежной бури и нулевой видимости, то автономное отопление фуры продолжит работать и готово буквально спасти жизнь водителю.

Поддержка оптимальной температуры осуществляется без запуска основного силового узла, некоторые модели захватывают и нагревают наружный воздух, другие гоняют и доводят до нужной температуры внутренние запасы среды.

(No Ratings Yet) Loading...

mashina4me.ru

Автономные отопители салона, назначение, типы, принципы работы, где какой лучше использовать

В холодную погоду первое желание при посадке в машину — согреться. При этом дискомфорт испытывает не только наше тело, но и механизмы самого авто.

В частности, при минусовой температуре могут возникнуть проблемы с пуском силового узла и его прогревом. И в первой, и во второй ситуации может выручить автономный отопитель салона.

В чем же особенности данного устройства? Какие бывают виды отопителей? Как они работают? Ниже разберемся с каждым из вопросов подробно.

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона — устройство для обогрева внутреннего пространства автомобиля. Данный «помощник» пользуется наибольшим спросом у профессиональных водителей, дальнобойщиков и строительных бригад.

Все обогреватели для автомобилей делятся на следующие виды:

1. Воздушные.

Устройства, предназначенные для прогрева внутреннего пространства машины (грузовой кабины, салона автомобиля, багажного отсека и так далее).

Данные изделия работают по принципу фена. Воздух пропускается через отопитель, нагревается и подается обратно.

Благодаря наличию регулировки у водителя есть возможность экономно затрачивать заряд АКБ и топливные ресурсы.

Наиболее популярные производители — Планар, Webasto, Belief и прочие.

На фото отопитель салона Планар.

2. Жидкостные.

Более функциональные устройства, которые обогревают сначала двигатель, а уже после — салон автомобиля. Данная особенность упрощает пуск транспортного средства в холодную погоду, когда температура воздуха ниже 0 градусов Цельсия.

Такие отопители могут получать управление с дистанционного пункта или программироваться заблаговременно на конкретное время. Популярные производители таких устройств — Бинар, Webasto, Eberspacher.

Стоит отметить, что автономные отопители салона могут работать от четырех разных источников питания:

Возможны и комбинированные варианты, когда устройству необходимо питание (12/24 Вольта) и один из видов топлива (бензин/дизель).

В каких случаях, и на каких автомобилях применяются отопители?

Задача автономных отопителей салона — поддержание оптимальной температуры в салоне или багажном отделении.

Особенность — работа без пуска силового узла. Принцип действия построен на захватывании воздуха, его прогреве и направлении обратно в салон.

Устройства могут работать в нескольких режимах — с подсосом воздуха извне или в режиме стандартной вентиляции.

Пуск отопителя обеспечивает внешний термостат или встроенный таймер (программируется автолюбителем).

Автономные отопители салона обеспечивают комфортную температуру для работы разных категорий автолюбителей — операторов специальной техники, водителей грузовых автомобилей, дальнобойщиков и так далее.

Любая из этих профессий требует максимального внимания и отличается повышенным уровнем сложности. Полноценный подогрев позволяет качественно выполнять поставленные задачи.

В странах СНГ холодный сезон длится на протяжении 4-5 месяцев, поэтому применение специальных отопителей весьма актуально.

Данные устройства устанавливаются в машинах «скорой», кабинах грузовых авто, фургонах с грузами, чувствительными к холодной погоде и так далее.

Обогреватель будет полезен в салоне микроавтобуса, отсеках дальнобойщиков, в кабинах строительной и дорожной спецтехники.

Качественный и своевременный прогрев устраняет проблему с замерзанием водителя, исключает обледенение стекол и панели управления.

Частый прогрев машины на холостом ходу имеет низкую эффективность и приводит к чрезмерным расходам топлива. Вот почему отопительные приборы, отличающиеся своей автономностью, пользуются столь большой популярностью у автолюбителей.

Характеристики автономных отопителей салона:

Электрические отопители салона на 12 и 24 В

Еще недавно почти все электрические отопители салона имели спиральное исполнение.

Сегодня же большая часть устройств выполнена с применением керамики.

Преимущество данного изделия — кислородосберегающие свойства, что позволяет сохранять качество воздуха в салоне и не «сушить» воздух.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Симулятор вождения автомобиля

Керамический тепловой вентилятор может питаться от 12 или 24 Вольт, он быстро прогревается и нагревает помещение.

Главные преимущества — экономичность, защита от перегрева и падений, компактность и отсутствие помех при вождении.

Электрические отопители салона имеют небольшой вес (до 500-800 грамм), что позволяет транспортировать изделие в любое необходимое место (к гаражу, на стоянку и так далее).

Единственный недостаток для многих из них — высокая стоимость, но при желании можно подобрать устройство по собственному карману. Здесь многое зависит от производителя и мощности.

1. Для легковых авто.

Автономные отопители для данного типа машин представлены целой группой качественных моделей.

Вот некоторые из них:

2. Для грузовых авто.

На рынке автономных отопителей для грузовиков весьма востребована продукция компании Airtronic.

Здесь можно выделить модели D2-D5, которые отличаются уникальной мощностью и предназначены для обогрева разных машин, начиная с коммерческой техники и заканчивая яхтами.

Устройства питаются от напряжения 12/24 Вольта, отличаются доступной ценой и высокой эффективностью.

Такие отопители показывают высокую эффективность даже при частом открывании дверей (к примеру, в маршрутном транспорте).

Газовые обогреватели

Газовые отопители салона отличаются от рассмотренных выше «конкурентов» источником питания. В данном случае устройства работают на сжиженном газе.

Главные плюсы конструкций — простота исполнения, безопасность в применении, полная автономность от чего-либо. С таким отопителем можно не переживать за разрядку аккумулятора.

Кроме этого, продукты горения газа не отравляют пассажиров, а выводятся на улицу, что гарантирует безопасность даже длительного применения.

Принцип действия аппарата состоит в циркуляции потоков воздуха в автомобиле. Отдача тепла происходит за счет природной конвекции воздуха в машине.

Для более активного смешивания в кабине может монтироваться дополнительный вентилятор, имеющий небольшую мощность.

Газовые автономные отопители не вызывают проблем в процессе эксплуатации, у них нет вращающихся элементов, что обеспечивает максимальную надежность и безопасность.

Конструктивно прибор — система коаксиальных труб, когда каждая из последующих труб расположена внутри другой. По одной трубе идет чистый воздух из улицы, а по второй — выводятся отработанные газы.

Как следствие, воздух в кабине не используется и не выжигается. Все, что остается — тепло.

Устройство не зависит от работоспособности авто, поэтому даже при поломке двигателя или разрядке АКБ зимой (даже в чистом поле) можно включать аппарат наслаждаться теплом.

Средний срок применения таких устройств — около 14 лет.

Преимущества газовых автономных отопителей:

Основные правила эксплуатации:

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Что такое лямбда зонд (датчик кислорода)

К примеру, хороший вариант — SELENA PILOT-2 -E1. Для работы отопителя необходим только газ.

Мощность — около 2 кВт, отапливаемая площадь — до 20 кв. метров. Благодаря такой мощности его можно использовать не только для обогрева кабины, но и для прогрева пространства внутри кузова.

Применяются газовые автономные отопители везде, где необходимо автономное тепло — в автомобилях (грузовых и легковых), в гараже, при работе на спецтехнике и так далее.

Бензиновые автономные отопители салона

Webasto — популярный бренд, который предлагает широкий выбор качественных отопителей. Один из них — Air Top.

В комплекте с устройством идет элемент управления и комплект для монтажа.

Устройство способно быстро прогревать спальные места и кабины даже в больших грузовых автомобилях (в том числе и работающих в условиях сурового климата).

Применение керамической технологии позволяет свести к минимум нагрузку на аккумулятор.

Конструктивно устройство состоит из:

Конструкция и функциональность может меняться в зависимость от модели.

Неизменным остается только основное топливо для работы — бензин.

Преимущество бензинового автономного отопителя:

Характеристики одной из наиболее популярных моделей Air Top 200 ST:

Бензиновые отопители применяются:

Дизельные автономные отопители салона

Дизельные отопители для автомобилей имеют такой же принцип действия, как и их бензиновые «собратья».

Разница лишь в используемом топливе и основных характеристиках. Из наиболее популярных моделей можно выделить:

1. Belief FJH-5/1C.

Дизельный автономный отопитель, имеющий мощность до 5 кВт и рабочее напряжение 12 Вольт.

Применяется для обогрева небольших автобусов, средних яхт, отсеков грузовых авто и спасательной техники.

Затраты топлива — от 190 до 600 грамм в час. Объем нагреваемого воздуха в час — 200 куб. м. (на максимальном режиме).

Главные преимущества — удобство эксплуатации, функциональность, наличие электронного блока управления, долговечность и безопасность эксплуатации.

В комплекте с устройством поставляется монтажный набор и регулятор. Страна-производитель — Гонконг. Гарантия – год.

2. Webasto Air Top 5000.

Еще одно популярное устройство, работающее на дизельном топливе. Мощность отопителя — от полутора до пяти киловатт. Напряжение питания — 12 или 24 Вольта.

Общие затраты топлива (в час) — от 180 до 600 грамм. Объем продуваемого воздуха — около 200 «кубов». Масса — 5,9 кг.

Итоги

Автономные отопители салона — надежные помощники, способные быстро и с минимальными затратами обеспечить тепло в автомобиле (грузовом или легковом), на яхте, в гараже или любом другом помещение.

Главное при выборе — уделять внимание параметрам устройства, принципам его работы и применяемому виду топлива.

autotopik.ru

Как пользоваться автономным отопителем

Постепенно, но уверенно, наступает осень, а вместе с ней приходят холода. И очень актуальным становится вопрос обогрева кабины машины, особенно если говорить о дальних рейсах или продолжительных стоянках.

Конечно, современные грузовые автомобили гораздо комфортнее, чем дедовские полуторки с фанерными кабинами, и водители, идя в длительные рейсы, чувствуют себя гораздо уверенней, особенно вьюжными и холодными северными зимами.

А помогают ли им в этом автономные отопители? Что это такое и как работает, каковы технические особенности разных моделей? Получить ответы на все эти вопросы и приобрести подобный прибор можно на сайте cargo-detal.ru.

Давайте знакомиться

Автономный отопитель — это агрегат, который может нагревать кабину автотранспорта при выключенном моторе.

Автономные отопители применяются, в основном, для обогрева коммерческого транспорта и специальной техники и делятся они на два вида:

Сейчас мы попробуем разобраться в особенностях работы разных автономных отопителей.

Воздушные отопители работают по принципу сухого фена. Что это значит? Перед тем как запустить воздушный автономный отопитель необходимо с помощью двигателя нагреть кабину примерно до сорока градусов, только после этого срабатывает вентилятор и запускается в работу агрегат.

Жидкий автономный отопитель может прогреть двигатель авто пред запуском, что делает его незаменимым в любой мороз.

Плюсы и минусы каждого вида

Начнем сравнительный анализ технических характеристик с воздушного автономного отопителя:

  1. Надежность. Очень важная техническая характеристика, так как отопителями приходится пользоваться в экстремальных условиях.
  2. Большой срок эксплуатации при соблюдении правил. Сухой фен нагревает воздух, используя факельный нагреватель, который качает солярку из топливного бака авто. С помощью вентилятора прогретый воздух наполняет кабину. Если в кабине сравнительно чисто, то такая система обогрева может эксплуатироваться очень долго. Почему заговорили про чистоту? Потому что при включении вентилятор отопителя втягивает в себя всю пыль и мусор и быстро забивается.
  3. Необходимость проведения профилактических очисток. Если использовать правильное топливо, поддерживать порядок в кабине, то профилактика необходима раз в год.
  4. Наличие блока управления позволяет регулировать и программировать работу отопителя, что очень удобно в эксплуатации. Также такой блок способен дать сигнал о наличии неисправности и показать код ошибки на дисплее.

Жидкий отопитель, как правило, подключен к основному баку топлива автомобиля. И здесь начинаются проблемы: импортные жидкие отопители недолюбливают солярку, которую используют в странах постсоветского пространства. Поэтому рекомендуют устанавливать отдельный топливный бак для «кормления» автономной жидкой системы отопителя и заливать туда летнюю солярку с добавление керосина или бензина марки А76.

При этом такой агрегат гарантирует длительный срок эксплуатации при соблюдении правил и может осуществлять предпусковой нагрев двигателя.

Ценовая политика на разные системы автономных отопителей, конечно же, разная и зависит от системы управления, наличия автономного бачка.

yakauto.ru

Глава 17 Автономка

0

Вольнов, Максим Ильич

18.03.200915:2918.03.2009 15:29:22

Автономка Всё. Время пришло. Уходим выполнять боевую задачу - дальнее плавание – «Автономка» или «Боевое дежурство». За две недели до выхода в море – медицинская комиссия. Если жалуешься – болен или плохо себя чувствуешь - тебя спишут, а на твоё место призовут специалиста твоего профиля с другого экипажа. У нас этого не было, только матроса Черняка перевели в политотдел (я писал, что он был баптистом), матроса Кравца перевели в другой экипаж. За сутки до выхода тщательно проверяем матчасть. Вечером меня и Гену Ерохина позвал старшина команды старта Ваня Смагин. «Ребята, у меня задняя спарка контейнеров не поднимается», - заявил он. Здесь надо объяснить, что такое задняя спарка контейнеров. Контейнер – стальной цилиндр, стенки из тридцати пяти миллиметровой стали, диаметром два метра, длиной пятнадцать метров. Две герметично закрываемые крышки. Внутри контейнера помещается ракета. Два таких контейнера соединены между собой палубой. Вся конструкция поднимается гидравликой под пятнадцать градусов относительно горизонта.

Подводная лодка 651 проекта с поднятыми носовыми и кормовыми ракетными контейнерами. На корабле две таких спарки, одна перед боевой рубкой, вторая за боевой рубкой. На тот момент когда Ваня нас позвал, в контейнерах уже были ракеты, и не учебные, а боевые, так как мы должны были идти в автономку. Что делать? Кто виноват? Думать некогда. Я как старшина команды доложил командиру. «Так! Я ложусь спать! Утром доложите об устранении неисправности», - услышал я в ответ, да и что я мог услышать? На прочном корпусе, в районе узла гидравлики есть люк, но он не открывающийся, а представляет собой лист тридцати пяти миллиметровой стали, прижатый к прочному корпусу тридцатью шпильками диаметром двадцать миллиметров через каждые сто миллиметров. Естественно, между люком и прочным корпусом прокладка. Вскрыли люк. Я с листом белой бумаги опустился в гидравлический узел. Ваня дал из отека давление – я поводил листом вокруг узлов стыковки гидравлических трубопроводов, невидимая глазом струя веретённого масла ударила в лист бумаги, оставляя на нём жирные потёки. Трещина в штуцере дюритового шланга. Ваня в зипе (комплект запасных частей) нашел такой же шланг. Заменили. По команде из отсека контейнера медленно и торжественно поднялись. Для проверки открыли крышки контейнеров, они тоже открывались гидравликой. При открытых крышках из контейнеров выглядывают остромордые крылатые ракеты – гроза вражеских авианосцев. Всё, неисправность устранена. Теперь надо задраить люк. Мы сознаём, что если выполним эту работу плохо, это угроза жизни всего экипажа. Гайки накручиваем на шпильки, затягиваем упираясь друг в друга ногами. Светает. «Товарищ командир! Неисправность устранена!», - докладываю я командиру. «Ну и хорошо», - слышу в ответ. Командир уходит в центральный пост. «Боевая тревога! Швартовая команда наверх! По местам стоять! Вольнов в боевую рубку на телеграфы!» Мы уходим, в автономку на три месяца. Тридцать суток до Средиземного моря, тридцать суток обратно, остальное на боевое дежурство – пасти авианосец противника, одна из задач - записывать шум его винтов, чтобы торпеды тех, кто пойдёт после нас, не промахнулись. На случай военных действий есть пакет в сейфе у командира и специальное для такого случая радио. Привыкаем к походной жизни. На корабле трёхсменка – значит, команда разделена на три смены. Время у каждой смены тоже совё. Три завтрака через каждые четыре часа, три обеда, три ужина. Три раза кино. Кинопроектором командовал матрос Катанухин, он на гражданке был киномехаником. Смена собирается после ужина в первом отсеке: «Катнухин, фильму давай!» Вот застрекотал кинопроектор. На экране, натянутом на крышках носовых торпедных аппаратов, появляется Чапаев, он несётся на своём боевом белом коне в атаку за нашу Советскую родину. У Катанухина вместо киножурнала была нарезка из любимых наших мест из разных фильмов. Через неделю я проснулся от сильного грохота. Казалось, кто-то огромной кувалдой бьёт по корпусу лодки. Лодка шла в надводном положении, штормило. Грохот был такой, что я решил, что нас слышат не только противолодочная оборона НАТО, но и в Москве. Оказалось, водой оторвало входную дверь боевой рубки лёгкого корпуса, и она, болтаясь на одной петле, била в такт волне по лёгкому корпусу, палубные стальные поручни вода срезала как ножом. Дверь привязывали шкертом, заклинивали ломом. Ничего не помогало. Через какое-то время она опять срывалась и била по корпусу. Командир вызвал Лёшу Щербакова – трюмного центрального поста. Это был мускулистый коренастый парень. На левой руке его от плеча до кисти красовалась наколка: «Лёша люби того, кто любит тебя». Лёша научил меня жизни. Дело в том, что старпом, как ему и положено, всё время ходил по кораблю, ругая всех за непорядок, и делал это очень оскорбительно, для тех, кого он ругал. Лёша был на вахте. Он добросовестно сидел в своей шхере среди трубопроводов и клапанов и читал книгу. Старпом, увидев это безобразие, с руганью и упрёками выхватил из рук Лёши книгу и хотел уйти, но Лёша невозмутимо опустил одно из выдвижных устройств, слава Господу, их в центральном посту хватает. И путь к отходу старпому стал сложнее. «Положи книгу на место», - тихо сказал Лёха. Старпом книгу положил со словами: «Спокойно, бабушка, спокойно». Лёха поднял выдвижное устройство. На этом инцидент был исчерпан. Поэтому, когда я поделился с Лёхой тем, что старпом меня достал, Лёха спокойно сказал: «А ты не пробовал его послать?». Вскоре в процессе очередной разборки я так и сделал. В ответ я услышал: «Спокойно, бабушка, спокойно». С этих пор я и старпом стали друзьями. Так сложилось, что мы одновременно стояли на вахте на мостике. Старпом идёт на вахту, проходя мимо люка на нижнюю палубу третьего отсека, кричит: «Макс!», «Чего!», - отзываюсь я. «Ты на вахту идёшь!», - орёт старпом. «Иду! Одеваюсь!», - в ответ ору я. Старпом уходит. У трапа с нижней на верхнюю палубу - боевой пост дежурного БЧ-2. Сегодня дежурит молодой офицер Орлов. Лицо у него выражает крайнее удивление. Для него капитан второго ранга – мечта карьеры, да и должность старший помощник командира – недосягаемый уровень. «Старшина. Старпом вам родственник?» - спрашивает он меня. «Дядька родной, так получилось, вот служим на одном корабле» - отвечаю я. Итак, командир вызывает Лёшу. «Возьми пару матросов, зубило и кувалду. Сруби, к чёртовой матери, эту петлю, а дверь за борт». Так и сделали. Таким образом. В Северном море (координат не знаю) на дне лежит наша дверь от лёгкого корпуса боевой рубки подводной лодки К-85. Подводная лодка – замкнутое пространство. Когда я призывался, то думал, что как в Наутилусе я смогу любоваться подводным миром в иллюминатор. Как бы ни так - на боевых подводных лодках иллюминаторов нет. Где идём, куда? Слава Господу, замполит (зам) собирает нас в первом отсеке на политзанятия и на них рассказывает, где и куда идём. Из его рассказов мы узнаём, что нам предстоит преодолеть рубеж ПЛО (противолодочной обороны) НАТО - Англия, Фарерские острова – Исландия. На этом рубеже поквадратно патрулируют подводные лодки НАТО, и их противолодочная авиация. Ведётся наблюдение за выходом в Атлантику северного военно-морского флота СССР. В случае обнаружения советской подводной лодки натовская авиация сбрасывает самоходные акустические буи, которые привязываются к шуму винтов вашей лодки и отвязаться от них довольно трудно. Авиация прилетает каждое утро и на русском языке на частоте нашего радио оповещает: «Доброе утро, начнём работать». Сбрасывает очередные акустические буи. Правда, у них восьмичасовой – рабочий день в две смены, и улетая вечером, они передают – «До свидания, до завтра». Так или иначе, данные о том, что вас засекли попадают в генеральный штаб нашего флота и вы получаете радио «Задача не выполнена. Экипаж погиб. Возвращаться в базу». Далее, по возвращении в базу – разбор похода с оргвыводами. Сутки – двое идём самыми малыми ходами, маневрируем. Ночью всплываем на подзарядку аккумуляторных батарей. Дизель грохочет, кажется, НАТО всё слышит. Но нет, мы преодолели противолодочную оборону (ПЛО) НАТО и идём резко на юго-запад к Испании. По случаю преодоления ПЛО праздник. Замполит организует самодеятельность, матросы поют песни, которые транслируется по «Каштану». Появляются стихи: У Фарерских островов Не для добрых дел и слов Дядя Сэм поставил ПЛО Флоту Красному назло Так давай не подведём Флот, которого частица ПЛО пройдём хитрей лисицы Дяде Сэму нос утрём. Зам устраивает спартакиаду. Молодые тянут канат, переборка между вторым и третьим отсеками открыта. Между отсеками натянут канат. Матросы второго отсека тянут к себе, матросы третьего отсека к себе.

Похоже, что это дверь в переборке между вторым и третьим отсеками. В запале матросы упираются ногами в приборы. Я не выдержал: «Товарищ капитан третьего ранга! Сломают приборы – как пойдём дальше, утонем». Зам смущенно даёт команду – прекратить перетягивание каната. Уходит в шестой отсек. Там есть клапан приёма топлива. Большой и толстый. Зам организует соревнование – кто больше раз подтянется на этом клапане.

Клапан на подволоке (в верхней части свода прочного корпуса), правда, клапан приёма топлива в несколько раз больше, но этот тоже ничего. Из трюма вылезает старшина Крат: «Товарищ капитан третьего ранга, вырвете клапан – утонем». Клапан, конечно, не вырвать, но шутить с вопросами живучести и работой приборов и механизмов на лодке никак нельзя. Зам вообще был большой придумщик. Он придумал радиогазету «Дадим отпор ненавистному врагу!», причём слово врагу произносилось на Смоленском диалекте через «ге». Каждый ужин, как только мы садились за стол, включался «Каштан», и бодрый голос зама вещал: «Начинаем радиогазету подводной лодки К-85 «Дадим отпор ненавистному врагу!». Команда вместе с врагом стала ненавидеть «Каштан». Ко мне подошел Вадик Литвененко: «Товарищ старшина. Можно мы подадим в розетку, в которую зам включает магнитофон, постоянный ток, магнитофон сгорит, радиогазеты не будет». «Ребята! Вы с ума сошли! Пожар в отсеке! Да ещё в автономке! Нельзя». «Товарищ старшина! Мы Петю Бражника со шлангом пожаротушения поставим у двери переборки второго отсека, он мгновенно всё потушит». Не знаю, как это случилось, но в один не прекрасный день замполит перед ужином включил магнитофон и у него задымился силовой трансформатор. Зам вылетел из каюты: «Пожар в отсеке!». В отсек врывается Петя Бражник в руках у него брандспойт с огнегасящей пеной. Он врывается в каюту замполита, пена накрывает магнитофон, и нечаянно попадает в постель замполита, на его китель и везде вокруг. Каюта ведь тесная, а действовать надо быстро. «Отбой тревоги!» - никто даже среагировать не успел. По «Каштану» грозный голос командира: «Капитан третьего ранга Шипенко ко мне!». Зам бежит в третий отсек. Командир в каюте. «Товарищ командир», - докладывает он: «Магнитофон выработал свой моторесурс!». Командир устало посмотрел на замполита: «Зам, ты всю команду уже достал», - произнёс он. Я с ужасом думал, что будет следствие и мне с ребятами несдобровать. Дело окончилось неожиданно. За умелые действия при возгорании в отсеке Петя Бражник получил десять суток отпуска на родину. Обед. Командир, экономя пресную воду, разрешает умываться только утром и раз в неделю помыться в душе. Перед обедом корабельный доктор Николай Николаевич Король проходит по кораблю с миской, в которой налит спирт, в спирту плавают кусочки нарезанного бинта. Коля пинцетом достаёт из миски кусочки марли, пропитанные спиртом, и выдаёт каждому по одной. Так были изобретены гигиенические салфетки, но Коле за это изобретение премии не дали. Идём вдоль Испании. Я со своим воображением вижу в мечтах то корриду, то испанские танцы. Акустики докладывают: «Товарищ командир с правого борта устойчивый сигнал гидролокатора». Засекли! Маневрируем, уходим глубже, подвсплываем – без толку. Даём о происшествии радио в Москву. Как чуть что, естественно в Москву. Она, родимая, всегда выручит, всегда поможет. Ответ не заставил себя ждать «Американская береговая охрана опробует новые мощные гидролокаторы, но соотношение сигнал-шум в отраженном от цели сигнале на таких больших расстояниях такой, что, находясь у берегов Америки, что происходит у берегов Испании они, конечно, ничего различить не могут». Успокоились. Идём к Гибралтару. Пройти этот пролив задача трудная, он узкий, на Испанском берегу американская база «Рота». Ширина пролива 14—44 км, длина - 65 км, наибольшая глубина 1181 м. Гидролокаторы базы «Рота» секут и пишут всё, что проходит из Атлантики в Средиземное море и обратно. Центральный пост. Мирно шумят приборы, изредка раздаются команды. Вдруг! Громкий хлопок в боевой рубке. Крик человека. В центральный пост камнем по вертикальному трапу влетает зам. комдива Пироженико. «Человека убило!» - кричит он. За замкомдивом в отсек спускается рулевой-сигнальщик Тойва Уштал. Лицо окровавлено, правая рука повисла. Отсек оглашает крик раненного животного. Переборка между центральным и третьим отсеком была задраена, но я услышал этот крик. Мгновение все в шоке. Тойва сам проходит через третий отсек во второй к доктору. Во втором Николай Николаевич подхватывает его. В считанные минуты офицерская кают-компания превращается в операционную.

Кают-компания в которой обедают офицеры в случае необходимости превращается в операцияную. Над столом видны софиты, освещающие операцияный стол. Команда командира: «Лечь на жидкий грунт (слой воды с большей солёностью). Команде режим полной тишины. Готовиться к операции». Что же произошло. В боевой рубке, справа от поста рулевого сигнальщика есть специальной конструкции баллон очистки сжатого воздуха. В качестве фильтра применена стекловата и токарная стружка. Как показало много позже расследование, в крышке баллона была внутренняя, скрытая трещина. Пришло время и крышку сорвало.

Воздушный редукционный клапан, очень похоже, что такой же разорвало в боевой рубке. Всё содержимое баллона вырвалось. Тойве стекловата попала в лицо. Повредило капилляры лица. Поэтому всё лицо было в крови. Но повезло, он успел инстинктивно закрыть глаза. Сильно пострадала рука. Два перелома, видимо в руку попала злополучная крышка. Токарная стружка угодила в грудь снизу вверх. Пять часов мы лежали на жидком грунте. Николай Николаевич, вправив переломы и наложив шины, тщательно вытаскивал из кожи на груди токарную стружку. После операции Тойву уложили в каюте Николая Николаевича. Естественно, доложили в Москву. Москва отзвалась быстро. В ответной радиограмме сообщалось, что при входе в Гибралтар (сообщались координаты) нас будет ждать советский корабль - гидроразведчик, который примет на борт раненого матроса. Просили предать вместе с Тойвой его фотографию. Остальные документы не нужны, с ними нет проблем. Ночь. У Гибралтара для его прохода собираются караваны торговых судов. Мы смотрим на эту картину через перископ. Замечаем судно по силуэту и опознавательным знакам похожее на гидроразведчик. Он отходит от каравана и берёт курс на запад. Мы следуем за ним. Когда караваны, формирующиеся у Гибралтара, скрываются за горизонтом, мы всплываем. Два тёмных силуэта кораблей медленно скользят по воде. «Вы откуда?» - по-русски не выдерживает молчания гидроразведчик. «Из далёка!» - по-русски, откликается командир. «Если Вы буки девяносто. Подходите правым бортом», - сообщает гидроразведчик. Швартоваться не решились. Волнение моря не позволило. Договорились так: Тойву привязали к носилкам. Четыре бросательных конца привязали к рукояткам носилок. Два передних подали на гидроразведчик, два задних оставили у себя. На гидроразведчике выбирали швартовые, мы свои потравливали в натяг. Так Тойва был доставлен на гидроразведчик, не уронили и не ударили. Делать нечего, надо входить в Средиземное море. Получаем радио: «В «Х» часов «Х» минут, в координатах «Х/У» формируется торговый караван СССР для прохода Гибралтара. Вы идёте на глубине «Н» под караваном скорость в течение пяти часов пять узлов». Так и сделали. Через пять часов резко курс на юг «Срочное погружение! Полный вперёд!». Прошли Гибралтар. На сеансе связи с Москвой замечаний нет. Мы в Средиземном море! Красота! Тепло и влажно. Ночью всплываем на подзарядку батарей, планктон оставляет за кормой такой яркий светящийся след, что кажется видно с луны. Впервые лодка 651 проекта вошла в Средиземное море. По этому поводу опять праздник. По «Каштану» на весь корабль, под гитару известная, перефразированная песня. Надоело говорить и спорить И смотреть в усталые глаза В дальнем синем Средиземном море Наша лодка поднимает якоря. Капитан второго ранга Склянин Вышел в море, не дождавшись дня, На прощанье поднимай бокалы Молодого терпкого вина. Пьём за яростных и непокорных, За призревших грошовой уют. Вьется по ветру «Весёлый Роджер», Внуки Флинта песенки поют Я на вахте. Приборы показывают повышенную влажность в правом заднем контейнере. Доклад в центральный пост. Решение: «Ночью поднять контейнер, открыть крышки и разобраться». Я с Геной Ероховым осматривают кольцо уплотнения крышки контейнера. Вот – резина разорвана. То ли проволока попала, то ли что ещё. Но гадать над причинами времени нет, разбираться, будем потом. Сейчас кубарем в отсек, найти запасное уплотнение. Нашли. Диаметр крышки два метра. Металлический обруч, который держит уплотнение, прикреплён болтами впатай через каждые сто миллиметров. Сняли обруч, сняли уплотнение. Поставили новое, а оно больше чем надо. Доклад на мостик – в ответ тишина. Делать нечего. Я беру сапожный нож, режу уплотнение клином. Место стыковки замазываю сырой резиной. Контейнер закрыт, спарка опущена. Прибор регистрации влажности в контейнере показывает норму. Прибыли в квадрат назначения. Теперь ухо востро. Акустики пишут шум винтов вражеского авианосца. Командир БЧ-4 старший лейтенант Валерий Петрович Крикун снимает всё, что видно в перископ. Но вот беда! В перископ почти ничего не видно. Потеет оптика. Я до сих пор не могу понять физику происходившего. В северных широтах перископ работал хорошо, не потел. В субтропиках должен работать ещё лучше. Нет, влажный налёт покрывает стекло. Почти ничего не видно. Решили подсушить. Стали продувать воздухом, пропущенным через селикогель (поглотитель влаги), результата нет. Тогда кто-то предложил: «Надо воздух подогреть». Подогрели, результата нет, ещё подогрели, то же самое. Когда еще подогрели – лопнул стеклянный колпак, закрывающий оптику. Вода хлынула в перископ. Срочно всплыли. Слава Господу, нас не засекли. Как-то восстановили герметичность. Происшествие. Обязаны доложить в Москву. Командир долго спорит с зам. комдива, как и когда, докладывать. Командиру хочется выполнить любой ценой боевую задачу. Зам. комдива упирает на безопасность плавания. Радиограмма ушла. Ждём ответа. В Москве с ходу решили не рисковать. Получаем радиограмму: «Возвращаться в базу. В надводном положении». Позже нам рассказывали, что Москва запрашивала завод и штаб в Западной Лице: «Сколько у них перископов?» Делать нечего. Срочно уходим из района дежурства. Всплываем в надводном положении следуем в строну Гибралтара. Подняли Советский флаг, но самый маленький. Командир приказал смотреть за горизонтом. Появится на горизонте корабль или самолёт – срочное погружение. Я доложил о неисправности антенны, получил добро на ремонт.

Передняя часть боевой рубки развёрнута в положение – сопровождение крылатой ракеты. Видна фокусирующая решетка с приёмным узлом антенны «Аргумент». Над рубкой видны выдвижные устройства. Второе от носа к корме – перископ. Мы с Геной Ерохиным взяли с собой по матрасу, развернули антенну к ясному солнышку и улеглись на ней наблюдать за морем и небом.

Антенна сопровождения крылатых ракет «Аргумент». Фото с подводной лодки К-77 ставшей музеем в США. Я всё всматривался в сторону Африки. Мне уже слышались тамтамы африканских племён. Ребята, свободные от вахты, высыпали на палубу. Поймали плюхнувшуюся на неё летучую рыбу. Рыба как рыба, но на спине у неё крылья как у стрекозы, естественно пропорционально размеру рыбы. К вечеру солнце стало садиться за горизонт. Море переливалось всеми цветами радуги. Я даже не пошел ужинать, так было красиво. «Срочное погружение!» В Москве разобрались. Пришло радио «Продолжать выполнение задания на усмотрение командира». «Ура!» Задача не сорвана, разворачиваемся и на полных ходах возвращаемся в район дежурства. Первая боевая смена в первом отсеке. Кто на койке, кто на палубе. Сидим и слушаем, как воевал зам. комдива. А воевал он в 1945 г. с Японцами. Ушли они в поход. Легли на дно и ждут, когда мимо пройдёт вражеский корабль. Ждали, ждали, а когда всплыли на сеанс связи, им сообщили: «Япония капитулировала. Война окончена». Что было дальше, мы не услышали – «Аварийная тревога!!!» Матрос чувствует, когда учебная аварийная тревога, а когда не учебная. Неисправность системы «Гранит», которая управляет горизонтальными рулями глубины. Дифферент нос. Мы скатываемся всё глубже и глубже. В одно мгновение я на своём боевом посту. Руки вцепились в прибор управления полётом ракеты. Взгляд на глубиномер, расположенный слева.

Глубиномер Стрелка не очень быстро, но и не медленно ползёт всё глубже. Прочный корпус начинает обжимать давление толщи воды. Начинает трещать пробка, которой обшит прочный корпус изнутри. За себя страшно не было. Я с ужасом представил себе картину: Москва, дом, раздаётся звонок в дверь квартиры, почтальон приносит домой похоронку. Что будет с мамой? Сестрой? Отцом? Слава Господу! Рулевые вручную выравнивают рули. Лодка медленно, но верно занимает горизонтальное положение. Авария длилась секунды, но за эти секунды мы провалились с пятидесяти до ста пятидесяти метров под водой. Жизнь пошла своей чередой. Вахта, сон, отдых. Так как на корабле трёхсменка, - то и койка во втором отсеке одна на троих. Я, как и многие, устроился проще. Между двух приборов я уложил на палубу ящики с зипом (запасными частями), накрыл их матрасиком, повесил на входе брезент, и получилась маленькая, но уютная каютка. Даже картинка какая-то висела на приборе. Стирать на корабле негде, поэтому экипажу выдают постельное и нижнее бельё на неделю. По прошествии недели грязное бельё помещается в полиэтиленовый мешок. В мешок кладётся балласт, и всё это выстреливается за борт через аппарат «Дук» (маленький торпедный аппарат), направленный в сторону дна. На вечное хранение на дне океана. Так же утилизируется мусор. Я проснулся от команды «Аварийная тревога, к переборке первого отсека не подходить, создано противодавление». Мозг спросонья туго, но соображает: «Противодавление, значит пробоина, значит, обнаружили и подбили». На самом деле, если нет войны, моряки всего мира понимают, что и так их профессия смертельно опасна, и не топят друг друга. Даже если обнаруживают чужую лодку в территориальных водах страны, сторожевые корабли кидают глубинные бомбы, но мимо, только чтобы выгнать её за пределы территориальных вод и всё. Оказалось, авария заключалась в том, что в кремальере передней крышки «Дука» застряла бумага, которую какой-то умник не уложил в полиэтиленовый мешок, а бросил просто в дук. По закону физики, если создать давление, равное забортному, вода в отсек не пойдёт. Воспользовавшись этим законом, «Дук» открыли и бумагу вытащили. Я служил уже четвёртый год. После прихода из автономки - демобилизация. Надо что-то привести домой со службы. Есть несколько консервных банок с сушеной таранькой (вяленая рыба). А что если сэкономить на простынях. Их ведь выдают каждую неделю, а я буду спать две недели, зато шесть комплектов привезу домой. Я сплю в своей шхере, и снится мне тревожный, даже страшный сон. Я с отцом иду по Введенскому (Немецкому) кладбищу в Москве. На этом кладбище похоронена мамина мама, моя бабушка. Я с отцом иду по разным аллеям и ни как не могу с ним встретиться. Жарко, душно. Я вскакиваю со своего ложа и ощущаю, что стою по щиколотку в солярке. Дело в том, что при погружении, чтобы не раздавить цистерну, топливо (солярка) вытесняется забортной водой, в расширительный бак. И если во время не открыть клапан трубопровода, пропускающего топливо в расширительный бак, солярка через аварийный клапан стравливания пойдёт прямо в отсек. Так оно и вышло. Вахтенный проспал погружение, клапан подачи топлива в расширительный бак был закрыт, солярка пошла в отсек. По тревоге включили главный осушительный насос и солярку из отсека откачивали при помощи моих простыней, которые я хотел привезти домой. Так корабль убил во мне крестьянскую жажду накопительства. Время вышло. Пора домой. С чувством исполненного долга идём в базу. Мы уже бывалые моряки. Пройти Гибралтар под караваном торговых судов раз плюнуть. Дальше на север, северо-восток. Пройдём НАТОвскую ПЛО, а там рукой подать до дома. Сорок суток почти без приключений. На подходе к родным водам командир принимает решение всплыть и идти надводным ходом. Штормит. Я на мостике, над боевой рубкой. Одет в канадку - штаны из медвежьей шкуры почти до шеи, сверху куртка из той же кожи с капюшоном, закрывающимся на молнию. Когда молния открыта, получается большой меховой воротник на подобие матросского. Пожарный ремень, опоясывающий меня, цепью пристёгнут к лееру мостика. Иначе нельзя, смоет волной. Красота неописуемая. Море встаёт дыбом. Лодка скользит с волны как сани с горки. В конце горы поднимается новая гора. Лодка врезается в нее, замирает, так как дизеля при помощи винтов её тащат вверх, а сила тяжести скатывает с волны вниз. Волна медленно подхватывает лодку и поднимает её на гребень. На гребне вершина водяной горы захлёстывает лодку, как кончик кнута. Волна перекатывает через мостик. Я набираю полную грудь воздуха, пригибаюсь и прикрываю лицо руками в огромных рукавицах. Волна заходит со стороны солнца. Солнце просвечивает сквозь волну. Лодка в яме между двух волн. Волна, сквозь которую просвечивает солнце - зелёно-синяя, на вершине белый бурун. Красота на всю жизнь. Лодка – пятиэтажный дом – скорлупка в пучине разбушевавшейся стихии. Что её дизеля и винты. Здесь бал правит Посейдон – бог морей и океанов. Только за эти недолгие часы шторма в Северном море стоило отдать четыре года службы. Через сутки шторм утих. Пытаемся погрузиться. «Аварийная тревога» - при погружении не закрывается выдвижное устройство – РДП (работа дизеля под водой). Это устройство напоминает трубку ныряльщика. Клапан на его верхней части закрывается с помощью поплавка, который при погружении ныряльщика всплывает и таким образом закрывает дыхательную трубку от проникновения в неё воды. Командир вызывает трёх матросов: дизелисты Черевань и Шиповский, трюмный Щербаков. Задача – лодка погрузится на глубину выдвинутого РДП. Группа матросов на надувной шлюпке, в гидрокостюмах подойдёт к клапану РДП и посмотрит что с ним, при возможности починит. На случай если прилетят НАТОвские самолёты – лодка уходит, но мы за вами вернёмся. Слава Господу! НАТОвские самолёты не прилетели. Ребята в клапане обнаружили старую телогрейку. Кто-то бросил её между прочным и лёгким корпусом. Она плавала, плавала, да засосало её в клапан РДП. В последствии, когда командира и других награждали за этот поход, ребят не забыли. Над Западной Лицей звучит марш Славянки. Нас встречают. Мы как архаровцы – кто в бескозырке с белым верхом, кто в телогрейке и чёрной ушанке, кто в робе и чёрной пилотке, кто в форме. Командование не ругается. Все понимают, какой момент происходит. Стоим торжественным строем на палубе крейсерского подводного ракетоносца К-85. Мы конечно рады, но мы устали. Командир докладывает командующему дивизией контр-адмиралу Егорову: «Задание командования по выполнению боевой задачи в Средиземном море успешно выполнено». «Благодарю за службу!» - обращается к нам контр-адмирал. «Служим! Советскому! Союзу!» - орём мы так, что чайки срываются со своих насиженных мест на птичьем базаре прибрежных скал.

Личный состав К-85 призыва 1962г. Когда ребята фотографировались, я был в отпуске.

Поэтому главный старшина Вольнов М.И. Переходим жить на плавбазу. Командир собирает нас – старослужащих. «Я понимаю - говорит он, - вам пришло время демобилизоваться. Но надо завершить задачу. Надо провести торпедные и ракетные стрельбы. Только при успешных торпедных и ракетных стрельбах автономное плаванье может считаться успешным». Мы же служим Советскому Союзу, – какие могут быть вопросы и сомнения. Задача номер один – сдать боевое оружие. Боезапас боевых торпед и ракет. В губе Кислой сдаём боевые ракеты, загружаем учебные. Торпеды тоже меняем на учебные. Всё! Мы готовы к повседневной мирной военной работе. Снова поход в Северодвинск. Задача – торпедные и ракетные стрельбы. Учебные торпеды загружаем быстро.

Сначала загружаем носовые торпедные аппараты,

затем кормовые. С ракетными стрельбами оказалось не так просто. Загрузились. Ушли в заданный район. Из под Киева прилетела авиация сопровождения. Готовим учебную ракету к старту. Приборы показывают: «Не открываются электронные замки (условных) атомных боеголовок». Авиация ждёт час. К командиру с докладом подходит особист. «Товарищ командир. Авиаторы в наш адрес предали шифровку, только расшифровать её я не могу». Отбой стрельб. Ушли разбираться в базу. Оказалось, были перепутаны провода открывания электронных замков атомных боеголовок правого и левого бортов. Из Питера прилетел монтажник – Володя Залит - рабочий с Балтийского завода. Всё исправил. Через сутки ушли на стрельбы. На этот раз всё прошло нормально.

Старт ракеты П-6 с лодки 675 проекта. Классификация НАТО “ECHO”. 651 проект классификация НАТО “JULIETTE” стрелял также.

Крылатыми ракетами были оснащены не только подводные лодки, а и надводные корабли. Красавица! На взлёте раскрывает своё раскрывающееся крыло. Стартовые пороховые двигатели выбрасывают её из контейнера, далее они отстегиваются, так же как стартовая ступень космической ракеты.

Вид сзади Задачи выполнены, идём домой в Западную Лицу. При выходе из горла Белого моря - радиограмма: «В горле белого моря обнаружены плавающие немецкие мины времён войны. Прекратить движение лечь в дрейф до особых распоряжений». Видимо перержавели держащие их троса. Нам же домой надо. Идём к командиру. «Товарищ командир, домой надо. Может быть, как-нибудь так». Командир принимает решение: «Идём. На мостике выставляем вахту из старослужащих, которым надо домой. Смотреть во все четыре стороны. Любой плавучий предмет – тревога». С неба хлещет дождь. На лету он замерзает и превращается в летящие сосульки. Сосульки режут лицо. Что делать? Одеваем противогазы. Холодная резина прилипает к коже лица. Находим самые большие противогазы. Лицо обматываем шарфом. Стоим на мостике не более получаса. Каждые полчаса в центральный пост спускается чудище. Из капюшона канадки торчит противогаз, на очках которого по сосульке. Пришли в базу. Торжественное собрание по случаю окончания автономного плавания. Командир награждён орденом красного знамени. Ребята, ремонтировавшие РДП, награждены медалями. Командир собирает нас. Спасибо за службу! Вы у нас народ заслуженный. Награждать вас уже нечем. И на том спасибо! У командования вечером банкет, награждения по случаю выполнения боевой задачи.

flot.com


Смотрите также